В понедельник, 27 ноября, в СМИ появилась информация, что Санкт-Петербургская биржа подала заявление о признании площадки банкротом. Как сообщили в пресс-службе компании, её финансовое состояние устойчиво и никакого заявления о банкротстве там не подавали. Однако дыма без огня не бывает: эта ситуация говорит о том, что у «СПБ Биржи» что-то идёт не так. Что происходит с крупнейшей в России площадкой для торговли иностранными бумагами и чего ждать? «Октагон.Северо-Запад» изучил мнения аналитиков.
Заявление о банкротстве
Информация о поступившем заявлении о признании «СПБ Биржи» банкротом появилась в картотеке Арбитражного суда Москвы ещё 24 ноября – в этот день оно было зарегистрировано. Иск, судя по сведениям в карточке, подали кредиторы (их имена не уточняются), а «СПБ Биржа» указана в качестве должника. Сумма требований не названа.
После появления этой новости в СМИ котировки компании обрушились на 35 процентов – до 63,8 рубля за бумагу. Но затем, после публикации опровержения, вновь пошли вверх.
27 ноября суд принял решение о возвращении заявления. В этот день пресс-служба «СПБ Биржи» опубликовала опровержение: заявление компания не подавала, её финансовое состояние устойчиво, капитала достаточно и банкротство пока не грозит. Несмотря на фактическую приостановку деятельности.
Как рассказывает «Октагон.Северо-Запад» аналитик фондового рынка Никита Прокофьев, сложности у биржи начались ещё в 2022 году.
– В 2021 году компания вышла на биржу, разместила свои акции по тысяче рублей за штуку, однако в феврале 2022 года уже потеряла половину капитализации. За два года акции потеряли в цене почти 90 процентов. Сейчас одна акция стоит 90 рублей за штуку, – говорит эксперт.
«Приостановка торгов и разрыв связи между российскими и американскими биржами привели к уничтожению бизнеса “СПБ Биржи”. Это был связующий мостик, который давал нам ликвидность для того, чтобы купить или продать иностранные ценные бумаги».
Никита Прокофьев
аналитик фондового рынка
Аналитик поясняет, что биржи зарабатывают за счёт комиссии. В России также существует Московская биржа, которая торгует российскими бумагами, поэтому особых проблем из-за санкций у неё не возникло. Более того, за год индекс Мосбиржи вырос более чем на 70 процентов. Российский фондовый рынок до осенней коррекции чувствовал себя прекрасно.
Но, как известно, в настоящее время иностранные активы не торгуются. Соответственно, бизнес «СПБ Биржи» какое-то время стоял на паузе.
– Потом появились гонконгские акции, можно было инвестировать в Китай. Нашли возможность инвестировать и в западные «дружественные» фонды. В июле разблокировали часть этих фондов. То есть возможность торгов всё равно была, и биржа какие-то деньги за счёт этого получала, – отмечает Никита Прокофьев.
Между тем недавно в силу вступил новый пакет санкций, который ограничил возможность даже минимальной торговли иностранными ценными бумагами, что фактически полностью уничтожило бизнес-модель «СПБ Биржи».
Новые санкции и смена руководства
«СПБ Биржа» всегда была одной из крупнейших в России площадок для торговли иностранными бумагами, где обращается более 2 тыс. акций международных компаний. По итогам сентября 2023 года объём сделок на бирже составил 2,42 млрд долларов, большая их часть связана с американским рынком.
В начале ноября 2023 года министерство финансов США ввело санкции в отношении площадки и запретило американским компаниям вести бизнес с «СПБ Биржей», а значит, заблокировало ей доступ к долларовой системе и активам в этой валюте. Торги были приостановлены, и биржа объявила о смене руководства. Генеральным директором стал Евгений Сердюков, который ранее был первым заместителем бывшего директора Романа Горюнова.
Евгений Сердюков с 2000 года работал на фондовой бирже «Санкт-Петербург».Фото: Алексей Колчин/ТАСС
Когда ввели ограничительные меры, в пресс-службе «СПБ Биржи» сообщали, что торги иностранными активами могут возобновиться с 27 ноября. За это время площадка планировала оценить объём активов, на которые не распространяются ограничения, и разработать механизмы их распределения и возврата, а также сценарии для разблокировки бумаг.
Как считает политический и экономический аналитик Владимир Соловейчик, несмотря на то, что фактически в условиях американских санкций торговля иностранными ценными бумагами оказалась затруднена, к банкротству это не приведёт.
– Переход на торговлю исключительно российскими ценными бумагами требует времени и, как видим, существенных перемен в работе биржи – как её руководства, так и менеджеров среднего звена, всех операционных цепочек, создания новых или серьёзной корректировки прежних алгоритмов. Это большая работа, а по факту – создание новой стратегии развития биржи на последующий период, – делится своим мнением с «Октагон.Северо-Запад» собеседник. – Понятно, что это оказалось делом непростым и, как заранее предполагалось, привело к конфликту интересов. Отсюда и попытка 27 ноября инициировать заявление в арбитражный суд о банкротстве. Но в тот же день заявление было судом отклонено. Очевидно, что в ближайшее время с учётом американских санкций разного рода информационные атаки на ПАО «СПБ Биржа» будут продолжены. К этому надо быть готовыми, однако банкротства либо закрытия данной структуры, думаю, не случится.
Перспективы работы в условиях санкций
По убеждению Никиты Прокофьева, единственным выходом для биржи, позволяющим удержаться на плаву, является потенциальная возможность внедрения торгов криптовалютами.
– О торговле криптовалютами или токенизированными акциями, чтобы обойти потенциальные блокировки в иностранных депозитариях, на бирже говорят уже давно. Или просто торговля криптовалютами, получение лицензий на выпуск цифровых активов и тому подобное. Это единственный потенциальный драйвер роста, который есть у Санкт-Петербургской биржи, – полагает эксперт.
Пока же сделки на «СПБ Бирже» можно проводить лишь с некоторыми российскими ценными бумагами, включая акции самой биржи.
Как уверял Евгений Сердюков, площадка продолжит развивать проекты на российском финансовом рынке в рамках новой стратегии и сфокусируется на торгах с расчётами в рублях.
С точки зрения юристов и аналитиков, для тех, кто подавал иск о банкротстве, было важно не само банкротство биржи, а спекулятивное падение – на этом кто-то из частных лиц смог очень хорошо и быстро заработать. Ведь в понедельник акции за считанные часы упали с 98 до 63,8 рубля за штуку, а уже к вечеру их откупили. И эта история может стать для Банка России хорошим поводом, чтобы провести расследование о намеренном манипулировании.