Северо-Запад является одной из главных точек приложения инвестиций в России. В макрорегионе активно работают европейские и китайские инвесторы. Арабский же мир, который в ряде государств выступает локомотивом восстановления инвестиционной активности, в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) почти не представлен, несмотря на многочисленные попытки сотрудничества. Учитывая прежний опыт, недавние соглашения с Катаром на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) могут так и остаться договорённостями на бумаге.
В первом квартале текущего года инвестиции в основной капитал в СЗФО, по данным Росстата, составили 320 млрд рублей или $4 млрд. Треть этой суммы привлёк Санкт-Петербург.
На полях ПМЭФ Торгово-промышленная палата Санкт-Петербурга заключила меморандум о взаимопонимании с управлением свободных зон Катара. Также было объявлено, что суверенный фонд Катара через свою структуру F4 Holding LLC станет акционером «Западного скоростного диаметра» – крупнейшей в Северо-Западном округе платной трассы протяжённостью почти 70 километров. Точная сумма сделки неизвестна, но, очевидно, речь идёт о миллиардах рублей.
Из стран всего арабского мира пока наиболее эффективно Санкт-Петербург сотрудничает именно с Катаром. В 2016 году уже был реализован крупный совместный проект.
Суверенный фонд Катара стал акционером управляющей компании петербургского аэропорта «Пулково». Незадолго до этого в аэропорту завершилась крупнейшая в истории гавани модернизация стоимостью $1,2 млрд.
Сделка стала возможной за счёт выхода из числа акционеров греческой компании Copelouzos Group и снижения доли немецкого оператора аэропортов Fraport. За 24,99 процента акций катарскими инвесторами было выплачено $269 миллионов.
Опыт взаимодействия с другими арабскими странами не столь успешен. С 2016 года при прежнем губернаторе Петербурга Георгии Полтавченко не раз пытались наладить экономическое взаимодействие с Оманом, Иорданией, ОАЭ и Бахрейном. Однако в последний момент сделки срывались.
Бахрейн вложился в «Чижика»
В 2016 году Полтавченко заявил, что Санкт-Петербург успешно развивает сотрудничество с арабскими странами и инвесторами. В качестве примера губернатор привёл Королевство Бахрейн – одно из самых богатых государств планеты, где уровень жизни более чем вдвое выше российского.
Действительно, Санкт-Петербург и Бахрейн (в котором, к слову, проживает втрое меньше людей, чем в Северной столице) активно обменивались делегациями. В апреле 2014 года был подписан меморандум о сотрудничестве, затем в Петербург прилетели представители правящей династии – губернатор столичного округа Хишам аль-Халифа и наследный принц Сальман аль-Халифа (прошлой осенью он возглавил правительство своего королевства).
В апреле 2016 года в арабскую страну отправился сам губернатор Полтавченко, он даже встретился с королём Хамадом бен Исой аль-Халифой.
29 апреля 2014 года. Председатель правительства России Дмитрий Медведев и первый вице-премьер и наследный принц королевства Бахрейн Салман бен Хамад аль-Халифа на церемонии подписания совместных документов.Фото: Дмитрий Астахов/РИА Новости
Однако к реализации каких-то крупных инвестпроектов или, например, к созданию совместных предприятий это так и не привело. Лишь в сентябре 2019 года госкомпания Bahrain Mumtalakat (управляет суверенным фондом Бахрейна) получила миноритарную долю в 1,25 процента в петербургской концессии легкорельсового скоростного трамвая «Чижик».
Bahrain Mumtalakat работает также в Москве: у неё миноритарные доли в московских компаниях «Кемерин» и «Профессиональные логистические технологии», которые занимаются управлением коммерческой недвижимостью. Но в Москве, а не в Северной столице.
Ещё один инвестпроект бизнесмены из Бахрейна реализуют в Карелии, где в 2016 году при участии GR Group было создано малое предприятие «Губкин-инновации». Оно разрабатывает и производит водородные инверторы для экологической утилизации отходов. Сумма арабских инвестиций в проект не раскрывается.
ОАЭ: отели и дороги к мундиалю
В январе 2017 года Георгий Полтавченко провёл рабочую встречу с председателем правления эмиратского холдинга Al Jaber Мохаммедом аль-Джабером.
Al Jaber – одна из крупнейших частных компаний в ОАЭ, которая работает во многих сферах: от строительства судоверфей до производства поваренной соли. Холдинг создал совместные предприятия в разных странах, включая не только европейские (Нидерланды, Германию, Францию), но и, например, Пакистан.
Эмиратские инвесторы обсуждали с Полтавченко возможность начать завоевание российского рынка именно с Санкт-Петербурга. Конкретно – планы строительства дорожной инфраструктуры и гостиниц в городе, который тогда готовился к приёму кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу.
Al Jaber – одна из крупнейших частных компаний в ОАЭ, которая работает во многих сферах: от строительства судоверфей до производства поваренной соли.Фото: сайт компании Al Jaber Steel
Тем более что незадолго до визита, в ноябре 2016 года, в России было создано юрлицо холдинга «Аль Джабер Интернешнл». Правда, не в Санкт-Петербурге, а в Москве.
После Мохаммеда аль-Джабера в Северную столицу прилетела уже официальная делегация эмирата Шарджа (второго по размеру в стране). Причём визит стал первым в истории не только города, но и России. Обсуждалось инвестиционное и туристическое сотрудничество, итогом чего стало открытие в Дубае офиса Visit Petersburg.
Ждали крупных инвестиций. Наконец, в декабре 2019 года зампред комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Арби Абубакаров поехал в Дубай, Абу-Даби и Шарджу с официальным визитом. Договорились, что в 2020 году в арабскую страну отправится петербургская бизнес-миссия, и будет подписано соглашение о сотрудничестве (аналогичное тому, что в 2014 году подписали с Бахрейном). Однако планы не сбылись из-за пандемии.
Нынешний губернатор Александр Беглов, в отличие от своего предшественника Полтавченко, такой же тяги к арабским инвесторам не испытывает.
Единственная крупная встреча с представителями стран Персидского залива состоялась у Беглова только в апреле 2019 года. Генеральному секретарю Всемирной исламской лиги Мухаммаду аль-Иссе он предлагал активнее привлекать инвесторов в инфраструктурные проекты.
Собственно, нынешнюю договорённость с катарским фондом можно считать реализацией этой задачи. Коэффициент полезного действия подсчитать легко: одна встреча – один контракт. Это пока явно выше, чем во времена Полтавченко.
Санкт-Петербург