Наверное, если рассматривать участников нынешней избирательной гонки в Санкт-Петербурге, то самым экстравагантным из них окажется партия «Родина». Её кампания занимает ведущие места по целому ряду номинаций. Это и высокие ожидания на старте, и активная поддержка в медиа, и статусные союзники, и известные кандидаты, а также скандальные истории. В итоге всё закончилось, не успев начаться. Почему так произошло?
Предыстория событий
Умение политтехнологов партии «Родина» выигрывать выборы с нуля на чужой территории – на Северо-Западе – начали активно обсуждать в прошлом году. На выборах депутатов Государственного совета Республики Коми седьмого созыва, состоявшихся 13 сентября 2020 года, во главе списка «Родины» был социолог Максим Шугалей, ещё находящийся в тюрьме в Триполи. По итогам подсчёта голосов список партии набрал 9,83 процента, что дало право на один мандат. Ни для кого не было секретом, что за этой победой стоял петербургский бизнесмен Евгений Пригожин, а полевые работы осуществляла команда политтехнологов, делегированная им в Сыктывкар из Северной столицы. Казалось бы, в сезоне 2021 года на берегах Невы есть все шансы если не преувеличить, то повторить успех.
Уже несколько лет отделения партии «Родина» активно действовали в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В обоих субъектах региональные партийные лидеры попробовали себя на губернаторских выборах и в целом вошли в топ региональных политиков.
Лидер партии Алексей Журавлёв неоднократно посещал Санкт-Петербург.Фото: Александр Щербак/ТАСС
Летом прошлого года именно на территории Санкт-Петербурга – на берегу Финского залива пафосно прошёл съезд партии «Родина», куда пригласили широкий круг политического бомонда. Традиционно много публичных мероприятий в регионе проводил экономист Михаил Хазин, выдвигающийся от партии «Родина» в Государственную думу и являющийся одним из идеологов её экономической программы.
Уже в текущем году достаточно часто в городе был замечен лидер партии Алексей Журавлёв. В середине июня Международную конференцию по исследованию космического пространства GLEX-2021 в Таврическом дворце Санкт-Петербурга посетил и глава ГК «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, исторически стоящий у истоков проекта. В рамках визита состоялась встреча с губернатором Петербурга Александром Бегловым. Многие тогда посчитали, что будущее в этой части политического спектра уже детерминировано.
Многообещающий старт
Начало кампании сезона 2021 года обещало содержательную игру. Санкт-Петербург является родным для коммерческих структур Евгения Пригожина. Как писал «Октагон», ещё осенью прошлого года Пригожин вступил в битву за контроль над «Родиной», тогда его основным оппонентом стал православный бизнесмен Константин Малофеев. В результате Пригожин лично стал курировать организацию избирательных технологий партии «Родина» в Петербурге. В качестве первого шага партия сформировала интересный список кандидатов. Во главе – партийный лидер Алексей Журавлёв, второй номер – бывший ливийский узник, социолог Максим Шугалей, третий – лидер регионального отделения партии Андрей Петров, четвёртый – заслуженная артистка России Татьяна Буланова, пятый – артист и предприниматель Александр Тютрюмов.
Список действительно достаточно проходной. Фамилия Максима Шугалея благодаря нескольким фильмам, кампании в социальных сетях и развешенным в городе афишам стала достаточно узнаваемой.
Татьяна Буланова популярна у женской аудитории 40+, как раз и являющейся одной из самых активных частей электората.
Относительная известность есть и у Александра Тютрюмова по сериалу «Убойная сила». Помимо этого списка, планировалось закрыть кандидатами и одномандатные округа.
Поддержку в освещении выдвижения кандидатов, их регистрации и сбора подписей оказывала медиагруппа «Патриот», попечительский совет которой возглавляет уже упомянутый Евгений Пригожин.
Затишье перед бурей
29 июня в Петербурге состоялась предвыборная конференция регионального отделения партии «Родины», на которой были выдвинуты кандидаты по одномандатным округам, а также список партии. Кандидатов в Законодательное собрание города одобрили в петербургском избиркоме. С этого момента стартовал этап сбора подписей. На это потенциальным депутатам дали практически месяц.
Избирательная кампания в этот период напоминала сиесту в южных странах. Почти никакой уличной агитации, отсутствие плакатов на улицах, а также материалов в печатных СМИ и на телевидении. Относительная активность шла в интернете, и то в основном на уже освоенных партиями площадках.
Причины такой летней спячки могут быт разными. Во-первых, в городе было действительно жарко – температура за 30 градусов. В такую духоту работать сложно. Во-вторых, свою роль сыграли коронавирусные ограничения и запреты на массовые мероприятия. В-третьих, практически у всех игроков отсутствовал бюджет. В-четвёртых, у лидеров партии была не самая удачная стратегия с основным агитационным упором на последние пару недель.
Скандалы вокруг «Родины»
Тревожные новости стали появляться к началу августа. Седьмого числа в интернете опубликовали видеообращение Татьяны Булановой к председателю Центральной избирательной комиссии Элле Памфиловой. Почему-то изначально оно появилось в Instagram композитора Андрея Иванова.
В своём обращении Татьяна Буланова ни словом не обмолвилась о регистрации кандидатов и сборе подписей. Речь шла об административном давлении, создающем сложности с распространением агитационных материалов партии: невозможности разместить плакаты на билбордах, а материалы – в газетах и на телевидении. Не будем обсуждать, при чём тут избирательная комиссия или администрация Санкт-Петербурга, и как они должны заставлять коммерческие структуры размещать чьи-то заказы.
Казалось бы, неофициальное и не слишком профессиональное заявление на частной странице, ничего сенсационного. Но тут же последовала очень эмоциональная реакция председателя ЦИК, и в Санкт-Петербург отправили комиссию Центризбиркома разбираться с ситуацией. Три дня работы московской делегации не дали ничего, что бы можно было предъявить СМИ.
Татьяна Буланова – одна из самых медийных фигур кампании.Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
А дальше настал черёд решений по подписям. 10 августа территориальная избирательная комиссия № 17 приняла решение об отказе в регистрации Татьяны Булановой по избирательному округу № 7, в подписях которой нашли 18,4 процента брака.
12 августа городская избирательная комиссия и вовсе приняла решение об отказе в регистрации списка партии «Родина». В рабочей группе сочли, что бракованными являются 13,11 процента подписей, при том что допустимый проходной барьер не должен превышать пяти процентов.
Одновременно с этим у «Родины» возникли проблемы и с большинством других кандидатов-одномандатников. Фактически успешную регистрацию прошёл только Максим Шугалей. Не собрать подписи за него было бы совсем уж странно.
Конечно же, негативные решения горизбиркома в партии получили трактовку как политическая месть. Были подготовлены документы, оспаривающие отказ в регистрации.
Выступление обиженных
Свою интересную роль здесь сыграло и руководство заксобрания. Своеобразная информационная бомба разорвалась 18 августа. На сцену вышли депутаты от фракции «Единая Россия», проигравшие до этого партийный праймериз и незарегистрированные в качестве самовыдвиженцев. Накопившиеся обиды и экспрессия били через край. В результате городской парламент принял очень сомнительные с правовой точки зрения документы. Во-первых, инициировал отставку члена горизбиркома с правом решающего голоса Марины Ждановой. Во-вторых, обратился в ЦИК с просьбой зарегистрировать список партии «Родина».
Казалось бы, в этом и была интрига. Административное давление из Москвы, мощная информационная волна, – и на брак могут посмотреть сквозь пальцы. Но нет.
Сначала Центральная избирательная комиссия, рассмотрев 20 августа ситуацию с отказом в регистрации списка «Родины» в Санкт-Петербурге, поддержала региональных коллег в неутешительных выводах о качестве сданного материала. То же произошло и с жалобой Татьяны Булановой. Да, сначала городская избирательная комиссия согласилась, что певице отказали в регистрации с нарушением срока, и направила дело на пересмотр. В результате в ТИК № 17 снова рассмотрели подписные листы.
Количество признанного брака скорректировали до 12,9 процента, что всё равно более чем в два раза превышает допустимый предел.
Были продемонстрированы и подписи за умерших граждан в одних местах, и нарисованные рыбки и кораблики вместо подписей в других. Кроме того, был озвучен ответ от налоговой инспекции, в котором говорилось, что кандидат не указала в предвыборной декларации часть имущества, а также часть дохода в 3 млн рублей. В итоге 24 августа был озвучен окончательный отказ в регистрации. На этот раз решение поддержали в горизбиркоме. О правомерности отказа в регистрации высказалась и Элла Памфилова. Всё настолько очевидно, что вариантов нет. Можно только говорить о причинах. Но об этом позже.
Кстати, решением суда был отменён и отзыв члена ГИК Марины Ждановой. Так что истерика обиженных депутатов в заксобрании закончилась юридически ничем, кроме шума и пиара.
Игра не закончена
При этом можно отметить и второе дно происходящего. До сих пор Татьяна Буланова – одна из самых медийных фигур идущей кампании. Очень активно формируется её образ гонимого кандидата, смелой девушки, вокруг которой разворачивается игра тёмных сил. При этом она продолжает баллотироваться от «Родины» в Государственную думу – и во главе партийного списка, и в одномандатном округе № 212 на юге Петербурга. Сейчас там два фаворита гонки. Это руководитель фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга Александр Тетердинко и депутат заксобрания от «Справедливой России», бывший кандидат в губернаторы города Надежда Тихонова, которая часто позиционируется как племянница лидера партии Сергея Миронова. Но раз нет однозначного фаворита, то шансы появляются и у других игроков. В этом случае есть на что рассчитывать и Татьяне Булановой, так что её игра ещё не закончена.
Александр Тетердинко – один из фаворитов предвыборной гонки.Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ
То же и с партсписком «Родины» на федеральном уровне. Хотя социология даёт неутешительные прогнозы, а отсутствие кандидатов на выборах в ряде регионов ещё больше понижает процент голосующих, некоторые партийные технологи не теряют оптимизма. По их мнению, есть надежда если не на проходные 5 процентов, то по крайней мере на 3 процента, дающих федеральное бюджетное финансирование, что вместе с несколькими потенциальными одномандатниками может заметно улучшить положение партии на ближайший электоральный цикл.
Кстати, Максим Шугалей улетел в Афганистан проводить социологические исследования. Или кампания в городе стала не интересна, или это новый повод для информационного вброса в СМИ.
Политическая месть или непрофессионализм?
Теперь о причинах происходящего. Можно рассмотреть несколько версий. В региональном отделении партии «Родина» очень популярно мнение, что виной всему – противодействие вице-губернатора Санкт-Петербурга по внутренней политике Александра Бельского, выдвигающегося сейчас в заксобрание в первой пятёрке регионального списка «Единой России» и претендующего на то, чтобы в будущем занять кресло спикера. Якобы ему не выгодно иметь сильную самостоятельную фракцию «Родины» в формирующейся управляемой архитектуре нового состава регионального парламента. Но точно такие же проблемы с регистрацией кандидатов от партии в соседнем субъекте – Ленинградской области, где уж точно Александр Бельский никакого влияния не оказывает.
По второй версии, проблема в том, что «Родину» банально переиграли, внедрив в её полевой штаб «засланных казачков», которые и сформировали пакеты недостоверных подписей в большом количестве, подставив так доверчивых однопартийцев. Но и эта версия не кажется достоверной. Образ кампаний Евгения Пригожина меньше всего ассоциируется со слабостью службы внутренней безопасности.