Отдельные приключения в избирательной кампании 2021 года выпали на кандидатов от партии «Яблоко». И первый в их числе – Борис Лазаревич Вишневский, выступающий в нынешнем сезоне как человек в четырёх лицах. Первые два – это выдвижение в Законодательное собрание Санкт-Петербурга как первого номера списка партии и кандидата-одномандатника по избирательному округу № 2. Вторые два – выдвижение «Яблоком» в Государственную думу по округу № 216 (включающему в себя и территорию, на которой идёт городская кампания), а также в качестве первого номера региональной группы № 72 (Город Санкт-Петербург – Восточная) в партийном списке.
Оппозиционеры, которых мы не выберем
Интерес к выдвижению Бориса Лазаревича был проявлен с момента формирования партийного списка. Дело в том, что в него не попал ряд оппозиционных политиков, которых там сильно ждали.
Обсуждалось, что в качестве кандидата от «Яблока» может быть зарегистрирован Максим Резник, сейчас находящийся под домашним арестом на время расследования уголовного дела по наркотической статье. Яркий публичный политик, не скрывающий своего негативного отношения к властям, Резник в начале года оказался в неудачное время в неудачном месте. Теперь идёт выяснение его причастности или непричастности к выращиванию запрещённых растений, что им самим трактуется как «политическое давление». Не так давно Резник был самым популярным оппозиционером в медиа. В этих условиях предполагалось, что партия «Яблоко» возьмёт его в ряды своих кандидатов, тем самым окажет ему поддержку и поднимет собственный рейтинг в целевой группе оппозиционной молодёжи. Не сложилось. Теперь Максим Резник сам по себе в выборах не участвует, «Яблоко» само по себе идёт за мандатами без него. Из материалов в СМИ фамилия Максима Львовича тоже практически исчезла.
Обсуждалось, что в качестве кандидата от «Яблока» может быть зарегистрирован Максим Резник, сейчас находящийся под домашним арестом по уголовному делу по наркотической статьеФото: Александр Коряков/Коммерсантъ
Ещё сложнее ситуация с Ириной Фатьяновой – экс-главой петербургского штаба Алексея Навального. Она пыталась выдвинуться по одномандатному округу № 3. Здесь основных кандидатов два. Первый – от партии «Единая Россия» Алёна Кукушкина, начальник управления материально-технического обеспечения аппарата Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Её также называют «самой могущественной женщиной в Заксобрании». Второй – ближайший помощник спикера Законодательного собрания Вячеслава Макарова и «по совместительству» его дочь, а также кандидат-самовыдвиженец Марина Лыбанева. Ирина Фатьянова уже начала массированную агитационную кампанию на этой территории, но как-то так получилось, что выдвижение от «Яблока» не состоялось, а попытка собрать подписи и зарегистрироваться по ним провалилась.
В итоге узнаваемым медийным оппозиционером в среде «яблочных» кандидатов остался только Борис Вишневский, к нему теперь и приковано внимание СМИ. И, как ни странно, это не только инициатива журналистов.
Силы, которые работают за или против Вишневского
Складывается впечатление, что на повышение рейтинга Бориса Лазаревича работают очень профессиональные и тонкие политтехнологи и политические психологи, при этом маскирующиеся под сотрудничество с его оппонентами.
Началось с того, что в кампании решили принять участие, кроме «правильного» кандидата Вишневского, ещё двое его однофамильцев. Заявления для участия в выборах подали 43-летний Борис Геннадьевич Вишневский и 59-летний Борис Иванович Вишневский. Новость тут же разлетелась по лентам информагентств, стала топовой в социальных сетях, дала поводы для сюжетов по телевидению. Из Бориса Лазаревича Вишневского сразу же был успешно сформирован образ гонимого тёмными силами борца за правое дело. Состоялась мобилизация электората. Успешно прошла агитационная волна в форматах: «Не ошибись, когда будешь голосовать!», «Не дай себя обмануть!», «Сделай правильный выбор!» и тому подобное.
Как оценивает ряд политтехнологов, раньше из-за возможности спутать в бюллетене известного политика с новоявленным однофамильцем основной кандидат мог потерять от 0,5 до 3 процентов.
При этом рост популярности самого Бориса Лазаревича на поднявшейся информационной волне можно было бы оценить в 5–6 процентов. То есть арифметика сразу была в его пользу. Но это ещё не всё. Технология имела какой-то смысл в предыдущие избирательные циклы. Сейчас же ситуация иная.
Как выяснилось, двойники Бориса Вишневского сменили свои имена и фамилии прямо накануне избирательной кампании. И если обратиться к сайту Санкт-Петербургской избирательной комиссии, то там легко можно увидеть:
«Сведения о кандидате в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, зарегистрированном по одномандатному избирательному округу № 2. Вишневский Борис Иванович (Быков Виктор Иванович), год рождения: 1962; место жительства: Санкт-Петербург; основное место работы или службы, занимаемая должность: временно не работает; является депутатом муниципального Совета внутригородского муниципального образования».
На сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии легко можно найти сведения о кандидате в депутаты «Вишневском Борисе Ивановиче».
В прошлом Виктор Быков – адвокат, муниципальный депутат, председатель избиркома муниципалитета Сенной округ, депутат и глава муниципалитета петербургской Коломны, руководитель муниципальных казённых учреждений, в 2016–2018 годах – главный (Так на сайте ЕР. – τ.) помощник зампреда ЗакСа Сергея Соловьёва, в 2018–2019 годах – председатель избиркома Адмиралтейского округа. Судя по сайту «Единой России», сейчас Быков – секретарь местного отделения ЕР муниципального округа № 78 и руководитель общественной приёмной ЕР в Адмиралтейском районе.
И снова вернёмся к сайту городской избирательной комиссии, чтобы узнать о втором двойнике:
«Сведения о кандидате в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, зарегистрированном по одномандатному избирательному округу № 2. Вишневский Борис Геннадьевич (Шмелёв Алексей Геннадьевич), год рождения: 1978; место жительства: Санкт-Петербург; основное место работы или службы, занимаемая должность: ООО «Европроект Групп», руководитель отдела продаж; самовыдвижение». В выборах не участвовал, в политической активности замечен не был.
Точно такую же информацию о кандидатах с указанием изменённых нынешних и прежних фамилий все избиратели увидят и в бюллетенях на избирательных участках.
При этом если Вишневский-Шмелёв выдвигается только в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, то Вишневский-Быков, кроме петербургской кампании, ещё является и кандидатом в депутаты Государственной думы по Центральному избирательному округу № 216 от российской экологической партии «Зелёные».
Говорить, что кто-то из избирателей в здравом уме сможет ошибиться, увидев и нынешнюю, и прошлую фамилии кандидатов, как-то уж слишком не любить жителей Петербурга. Это какое же IQ нужно иметь, чтобы не сообразить?
То есть технология заведомо не несёт никакого отрицательного влияния на результат Бориса Лазаревича Вишневского, однако отлично помогает ему с информационными поводами и агитацией. И это случайно? Кто-то просто не знал закон или сплоховал? Или всё-таки намеренно сыграл в такие поддавки? Но этого показалось мало, и был сделан второй ход.
Юристы, которые работают по разным законам
После бессмысленных двойников последовала партия «несостоявшееся снятие».
4 августа территориальная избирательная комиссия № 30 Центрального района Петербурга своим решением отказала Борису Лазаревичу Вишневскому в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания, объяснив это некорректным оформлением документов, не дающим возможности подтвердить решение коллегиального руководящего органа партии о выдвижении кандидата именно по округу № 2 Центрального района.
Кстати, это было не единственное решение о снятии с регистрации. Свои отказы получили кандидаты разных партий: и «Единой России», и «Справедливой России», и «Новых людей», и «Родины», и того же «Яблока». Но внимание СМИ оказалось прикованным именно к инциденту с Борисом Лазаревичем. Опять мобилизация актива, обвинения городских властей в травле оппозиционеров, рассказы про нечестные выборы… Естественно, решение территориальной избирательной комиссии было обжаловано в Санкт-Петербургской городской избирательной комиссии. И – о, чудо! – жалоба была удовлетворена.
Складывается впечатление, что на повышение рейтинга Бориса Лазаревича работают очень профессиональные и тонкие политтехнологи и политические психологи.Фото: Александр Коряков/Коммерсантъ
Днём 10 августа горизбирком на заседании отменил решение ТИК и обязал нижестоящую комиссию в течение пяти дней повторно рассмотреть вопрос. Но всё прошло заметно быстрее, и уже 11 августа Борис Лазаревич Вишневский получил удостоверение кандидата в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.
Остаётся вопрос: как же так получается, что юристы одной избирательной системы принимают разные решения? По идее, они должны были проходить одинаковый инструктаж, как трактовать ту или иную норму закона, у них должны быть одинаковые методические указания (видимо, от ЦИК) об изменениях в законодательстве и о правоприменении новых формулировок.
Как внутри одной и той же системы существуют столь различные позиции? Снова чья-то недоработка? Или это была сложная договорная игра, основная задача которой – помочь избраться Борису Лазаревичу Вишневскому?
На сегодня эпопея с выдвижениями и снятиями завершена. Впереди – агитационный период и голосование, а там победит сильнейший. Или всё-таки нет?