Сегодня Московский районный суд Санкт-Петербурга принял решение о заключении под стражу предпринимателя Августа Мейера, совладельца сети парфюмерных магазинов «Рив Гош», и признанного банкротом ритейлера «Юлмарт». Мейера и его жену Инну задержали вчера в Санкт-Петербурге по делу о хищении денежных средств, которые предприниматель получил в кредит в Сбербанке для развития бизнес-проектов. По данным «Октагон.Северо-Запад», речь идёт о компании «Юлмарт». К «Рив Гош» это уголовное дело не относится.
Приключение либертарианца в России
58-летний предприниматель из США Август Мейер с 1999 года живёт в Санкт-Петербурге. У Мейера два гражданства: российское, которое он получил в 2015 году и даже вынужден был сдавать ради этого экзамен по русскому языку, и федерации Сент-Китс и Невис. От американского гражданства Мейер отказался.
Август Мейер известен как поклонник идеологии либертарианства. В России он оказался, потому что захотел посетить родину Айн Ренд, автора романа-библии либертарианцев «Атлант расправил плечи». Мейер происходит из семьи богатых американцев. Его дед, основатель медиахолдинга Midwest Television и финансовой корпорации First Busey, входил в список 400 богатейших американцев по версии Forbes. Сам Август Мейер после окончания университета десять лет проработал в американской прокуратуре.
Свои инвестиции в Россию Мейер начинал с покупки недвижимости, позже был совладельцем сети гипермаркетов «Лента», «Улыбки Радуги» и известного онлайн-ритейлера «Юлмарт».
В 2017 году Мейер занял 182-ю позицию рейтинга Forbes с состоянием 550 млн долларов. В 2018 году он поднялся до 161-й позиции уже с состоянием 650 млн долларов. Однако эксперты отмечают, что состояние Мейера отследить довольно трудно, так как оно складывается из доходов от продажи акций и долей в компаниях.
Камень преткновения – «Юлмарт»
С 2016 года в «Юлмарте» возник конфликт между тремя акционерами – Августом Мейером, Дмитрием Костыгиным и Михаилом Васинкевичем. На пике кризиса первые два настаивали на докапитализации бизнеса, третий – на сокращении издержек.
Стоит отметить, что Дмитрий Костыгин – давний друг и бизнес-партнёр Августа Мейера. Для инвестиций Мейер и Костыгин выбирали готовый бизнес с уже сформировавшейся командой управленцев, которому были нужны деньги на развитие, инвестировали в доле 50 на 50 сумму, близкую к контрольному пакету, а потом добивались полного контроля над фирмой через опцион.
С 2012 по 2014 год «Юлмарт» наращивал выручку.Фото: Максим Богодвид/РИА Новости
В своё время инвесторы удачно вложились в «Юлмарт», с 2012 по 2014 год ритейлер наращивал выручку, но кризис 2014 года и обвал курса рубля стали причиной падения спроса на электронику и бытовую технику. В 2015 году падение продолжилось, а четвёртый квартал стал для проекта провальным. Возник конфликт между акционерами, у ритейлера накопились долги перед одиннадцатью банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. По оценкам Forbes, к 2017 году стоимость активов «Юлмарта» упала с с 1,1 млрд до 236 млн долларов. В это же время начались уголовные разбирательства.
Суд да дело
В октябре 2017 года Дмитрию Костыгину было предъявлено обвинение по ст. ч. 4 ст. 159.1 УК РФ («Мошенничество в сфере кредитования»). Уголовное дело было возбуждено по заявлению Сбербанка, который считал, что Костыгин «распорядился по своему усмотрению» полученным от банка кредитом в миллиард рублей вместо того, чтобы направить кредит на развитие бизнеса. Костыгин был помещён под домашний арест. Через год суд отпустил Костыгина под залог в 25 млн рублей, в конце 2020 года он был признан банкротом. Кроме того, в октябре 2020 года суд Британских Виргинских островов заочно приговорил Дмитрия Костыгина к году тюрьмы за отказ выплатить банку ВТБ 650 млн рублей (из-за краха «Юлмарта»). В середине февраля прошлого года арбитражный суд Санкт-Петербурга признал «Юлмарт» банкротом.
Но история финансовых злоупотреблений, связанная с «Юлмартом», не закончилась.
Сегодня Августу Мейеру предъявлено обвинение по двум эпизодам в причастности к хищению в общей сложности 2,42 млрд рублей, которые были получены в кредит у Сбербанка на развитие бизнеса.
Суд принял решение о заключении предпринимателя под стражу. Жена Мейера Инна также является обвиняемой по уголовному делу, однако следствие будет просить суд о домашнем аресте для неё. Объединённая пресс-служба судов Санкт-Петербурга сообщает, что, по мнению следствия, Август Мейер предпринимает активные меры по отчуждению имущества.
Судя по всему, следственные мероприятия проводятся в рамках уголовного дела, которое было возбуждено в 2017 году.