Правительство Санкт-Петербурга приняло решение о едином тарифе для горожан на услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). С нового года он составит 969,79 рубля за кубометр отходов. Заниматься утилизацией мусора будет АО «Невский региональный оператор», которое в сентябре получило статус регионального оператора по обращению с отходами Санкт-Петербурга и области.
Новые тарифы – это лишь часть масштабной мусорной реформы, которая проходит по всей России с 2019 года. Она обязывает субъекты РФ выбрать себе региональных операторов для работы с твёрдыми коммунальными отходами. Для трёх городов – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – сделали временное исключение, разрешив перенести сроки вступления в новую систему на январь 2022 года.
Сама реформа стала реализацией национального проекта «Экология», предусматривающего уменьшение доли полигонного захоронения отходов за счёт новейших технологий сортировки и утилизации. В Федеральном законе № 89 «Об отходах производства и потребления» выделены более и менее приоритетные способы обращения с мусором, и захоронение входит в число последних. Нацпроект «Экология» должен был переломить ситуацию в сторону более желаемых с точки зрения экологии и законодательства способов утилизации.
АО «Невский экологический оператор» – совместный проект правительства Санкт-Петербурга, Ленинградской области, ПАО «Интер РАО» и ООО ВТБ. Он был создан в январе 2021 года.
Среди своих ключевых задач региональный оператор называет разработку единой концепции по утилизации отходов, а затем и её воплощение в объектах мусороперерабатывающей инфраструктуры, обеспечивающей экологичность и прозрачность процесса сбора и переработки отходов.
В конце октября «Невский экологический оператор» объявил конкурс среди перевозчиков, чтобы определиться, кто будет заниматься транспортировкой мусора, однако вскоре аукцион был приостановлен из-за жалобы ООО «Парк № 16». Ранее эта компания выбыла из конкурса по причине предоставления неполной документации, хотя в ООО «Парк № 16» настаивают на соблюдении всех условий. Жалобу также подало АО «Автопарк № 6 “Спецтранс”», оказавшееся по результатам конкурса не у дел.
«По его итогу наша компания, старейший перевозчик Санкт-Петербурга, обладая всеми необходимыми ресурсами, выстроенной инфраструктурой и отлаженной логистикой, не получила ни одного лота и находится под угрозой закрытия», – сообщил генеральный директор АО «Автопарк № 6 “Спецтранс”» Сергей Глухов, добавив, что в компании надеются на пересмотр итогов конкурса.
На сторону работников автопарка встал и Межрегиональный профсоюз работников жизнеобеспечения Петербурга и Ленобласти. Организация обратилась с письмом к вице-губернатору Санкт-Петербурга Валерию Пикалёву, в котором призвала помешать остановке работы перевозчика из-за снятия с конкурса.
Причины отклонения заявки АО «Автопарк № 6 “Спецтранс”» формальные, а вот последствия для всего коллектива из 600 сотрудников могут быть вполне серьёзные.
В ситуации с АО «Автопарк № 6 “Спецтранс”» проявил себя один из недостатков мусорной реформы, пока ещё не вступившей в свои права в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, – это риск монополизации отрасли, неизбежно возрастающий тогда, когда одно предприятие начинает аккумулировать весь процесс переработки, – от выбора необходимых технологий до заключения договоров с полигонами и производителями отходов.
Другой недостаток – места, где планируется строить мусоросжигающие заводы. Сейчас речь идёт о пяти комплексах – на Волхонском шоссе, в посёлке Левашово и на карьерах «Дубровка», «Островский» и «Брандовка».
Стало известно, где будут находиться комплексы по переработке отходов в Петербурге и Ленобласти
Карьер «Брандовка» находится в нескольких километрах от деревни Оржицы и является одной из потенциальных площадок для мусороперерабатывающих комплексов. Жители Оржиц категорически против такого соседства. В ноябре они вышли на сход с лозунгами «Мы против свалки!», «Не позволим травить наших детей!», «За лес, за воду, за природу!». И хотя «Невский экологический оператор» обещает следовать высоким стандартам в области охраны окружающей среды, местные жители боятся, что в действительности всё будет по-другому.
Перейти к материалу– Неотсортированные фракции мусора станут материалом для RDF-топлива, которое уже будет утилизироваться на различных предприятиях. Прямые потребители этого топлива – цементные заводы и топливно-энергетические комплексы (ТЭК). Утилизация RDF-топлива в промышленных объёмах – это, по сути, то же мусоросжигание, но если мы опасались, что мусоросжигательный комплекс построят у нас здесь, то теперь очаги мусоросжигания будут повсюду, где цементные заводы, ТЭК, и мы не сможем даже это проконтролировать, – рассказал «Октагон.Северо-Запад» муниципальный депутат Петергофа Сергей Толокнов.
На мусоросжигательных заводах предъявляются жёсткие требования к выбросам в окружающую среду, чего нельзя сказать о предприятиях, где потенциально может использоваться RDF-топливо.
А отсутствие экологического регламента и мощных фильтров при использовании этого топлива может привести к очень негативным последствиям.
Карьер «Брандовка» возле Оржиц находится неподалеку от того места, где берёт истоки водоподводящая система петергофских фонтанов. Будущий мусороперерабатывающий комплекс расположится в лесном массиве между Оржицами и соседним Петровским, а именно там начинается Петергофский канал. Планы по строительству мусорного полигона несут угрозу и для искусственной гидросистемы парков Петегрофа и Стрельны, и для реки Чёрной, протекающей возле выбранного места для мусорного комплекса и соединяющей Порзоловское болото с Копорской губой Финского залива.
Не только жители Ломоносовского и Петергофского районов протестуют против новых планов власти: 4 декабря прошли несколько народных сходов: один у трассы «Кола», другой у «Скандинавии». Петербуржцы собрались, чтобы показать своё несогласие с размещением мусороперерабатывающих заводов на карьерах «Дубровка» и «Островский».
Уже на следующий день, 5 декабря, подхватили линию протеста жители посёлка Новая Дубровка, которым также грозит опасное соседство комплекса по переработке отходов.
Жители Дубровки в Ленобласти вышли на митинг против мусорного завода
И так же, как их товарищи по несчастью из других районов Ленобласти, они держали в руках плакаты с призывом не превращать в свалку их малую родину.
Перейти к материалуСовместными силами готовится открытое письмо, для которого собирают подписи на митингах. Оно будет направлено президенту Владимиру Путину, губернатору Александру Беглову и в областное законодательное собрание.
Однако власть, похоже, не собирается прислушиваться к мнению местных жителей.
Обсуждения по Петродворцовому району были ещё в 2020 году. Тогда результатом публичных слушаний стал перенос мусоросортировочного комплекса с улицы братьев Гаркушенко на промплощадку «Ломоносовская» и сокращение его с 10 до 5 гектаров по площади. Для внесения более серьёзных коррективов (например, изменения категории земель) необходимо было править генплан, и прежний созыв заксобрания пообещал вернуться к этой проблеме после выборов.
«Во время обсуждения адресной программы у нас было два оператора – северной и южной части города, а Ленинградская область была особняком. Сейчас сделали единого оператора. И я боюсь, что наш участок теперь не будут серьёзно рассматривать».
Сергей Толокнов
депутат Муниципального совета муниципального образования Город Петергоф
2 декабря на сайте госзакупок опубликовали документацию на выполнение проектно-изыскательных работ по пяти комплексам переработки отходов (КПО). По КПО в Брандовке проведение общественных слушаний запланировано на декабрь-январь, а корректировка материалов, исходя из их результатов, должна пройти сразу в феврале. После этого с марта по апрель проведут государственную экологическую экспертизу.
Местные активисты ставят под вопрос прозрачность изысканий: общественные слушания и экологическая экспертиза должны проводиться по готовому проекту, а до этого момента, до презентации, невозможно предъявить к нему какие-либо претензии. Ведь проекта как такового ещё нет.
А будет он тогда, когда срок проведения общественных слушаний уже истечёт.
И тогда будет поздно высказывать недовольство.
– Выход сейчас – добиться общественной экологической экспертизы проекта мусороперерабатывающего комплекса. Наша задача – консолидироваться, собирать общественное мнение и готовиться к этим публичным будущим обсуждениям, – рассказал «Октагон.Северо-Запад» Сергей Толокнов.
Компания «РТ-Инвест» сейчас занимается строительством мусорных заводов в Подмосковье и Татарстане. Разрабатываемые проекты по созданию инфраструктуры по работе с твёрдыми коммунальными отходами подверглись критике и со стороны местных активистов, и со стороны госорганов.
– К нам обратились по поводу строящегося воскресенского завода. Есть такой порядок, как общественная экологическая экспертиза, и мы с активистами запросили у подрядчика документацию для её проведения. С подрядчиком мы судились около трёх лет, чтобы получить нужную информацию, и только в судебном порядке документы нам передали, – рассказал в беседе с «Октагон.Северо-Запад» Никита Зубков, эксперт проекта по отходам производства и потребления в экологическом правовом центре «Беллона».
«Мы провели общественную экологическую экспертизу с привлечением сертифицированной организации, и она выдала отрицательное заключение по этому проекту».
Никита Зубков
эксперт проекта по отходам производства и потребления экологического правового центра «Беллона»
Но даже такой вердикт о несоответствии экологическим требованиям подрядчика не смутил: Главгосэкспертиза уже успела выдать положительное заключение ранее, поэтому реализации проекта ничто не помешает.
Аналогичная ситуация, по словам Никиты Зубкова, наблюдалась и с другими заводами. Проектная документация у всех предприятий такая же, и активистам не раз приходилось получать данные через суд.
Переработка ТКО путём мусоросжигания не уменьшает, а увеличивает их количество.
– При сжигании отходов возникают побочные продукты с высоким уровнем токсичности. Они делаются незаметными, оказываются в воздухе, почве, воде, лёгких человека. Треть отходов по массе переходят в шлак и золу, которые нужно будет потом захоранивать на специальных полигонах, – считает Никита Зубков.
Одним из самых токсичных выделяемых в атмосферу веществ являются диоксины. Они на порядок более опасны, чем отравляющие вещества вроде зомана или зарина, используемых военными.
Опасность сжигания отходов подтверждается и практикой. В Москве такие заводы уже работают несколько лет. Согласно результатам исследований, в зоне их действия риск онкологических заболеваний у жителей превышен в четыре раза.
– В Санкт-Петербурге проблема тоже уже есть: водоканал на своих очистных сооружениях сжигает иловые осадки с 1997 года. У него три илосжигательных завода, и есть данные, что в нашем городе онкологические заболевания по показателям превышают среднероссийские. Есть мнение, что это в том числе может быть связано со сжиганием илового осадка на очистных сооружениях, – рассказывает «Октагон.Северо-Запад» Никита Зубков.
Мусорная реформа действительно способна решить ряд проблем, например, избавить город и область от несанкционированных свалок. Но вместе с тем другой ряд проблем она создаёт сама, следовательно, нуждается в дальнейшей доработке, а не в плановой реализации, уже в будущем году.