В пятницу дольщики двух корпусов жилых комплексов (ЖК) «Северный вальс» и «Чистый ручей» пришли к офису своего застройщика в Санкт-Петербурге – компании «Петрострой», чтобы заявить о несогласии на компенсации вместо квартир. Они уверяют, что выплаты обычно на 40 процентов ниже рыночной стоимости жилья. Тем, кто отдал застройщику последние сбережения, будет крайне тяжело купить себе новую квартиру.
Пока компенсации планируют выплачивать дольщикам только двух корпусов, но не исключено, что в связи с резким ростом курса доллара и цен инвестору не хватит денег на завершение строительства и других домов. Тогда без квартир останется куда больше людей.
«Петрострой» – проблемный застройщик. В Ленобласти несколько лет назад он начал, но не завершил три жилых комплекса: «Материк» (Мурино), «Северный вальс» (Всеволожск) и «Чистый ручей» (Сертолово). У компании начались финансовые проблемы, а сроки сдачи домов неоднократно переносились. В марте 2021 года в отношении руководства «Петростроя» было возбуждено уголовное дело о мошенничестве с деньгами дольщиков на 5,2 млрд рублей. Потерпевшими по делу числятся 6,2 тысячи человек.
По официальным данным, на завершение строительства домов в трёх ЖК требуется 8 млрд рублей.
В объекты уже вложил 1 млрд рублей новый инвестор – группа «Самолёт». Изначально, по словам дольщиков, власти Ленобласти публично заявляли, что все объекты достроят.
– В августе зампред областного правительства Евгений Барановский заявил, что все дома будут достроены. Однако уже в октябре председатель Госстройнадзора Ленобласти Николай Цыганов рассказал о новой схеме. По ней «Материк» и «Северный вальс» предполагалось строить за счёт «Самолёта», а «Чистый ручей» должен был получить нового инвестора. Нам его обещали три месяца, пока мы сами не поехали с вопросами в Москву. После этого было принято решение о перераспределении финансовых средств «Самолёта» на корпуса высокой степени готовности, – рассказал «Октагон.Северо-Запад» дольщик Иван Авдеев.
В «Северном вальсе», где насчитывается четыре корпуса (и первый из них уже сдан), с большой долей вероятности достроят и второй корпус. У него 80-процентная степень готовности. Официально власти региона заявляли, что он будет сдан в августе 2022 года. В «Чистом ручье» с первой по четвёртую очереди уже сданы. Пятый корпус находится в готовности 75 процентов. Его обещают ввести в эксплуатацию к концу 2022 года.
Первый и второй корпуса ЖК «Северный вальс».Фото: сайт ЖК «Северный вальс»
Также сообщалось, что власти не оставляют надежды найти инвестора на третий корпус «Северного вальса» и шестой корпус «Чистого ручья». Первый из них готов на 40 процентов, второй – на 37. А вот по четвёртому корпусу в «Северном вальсе» и седьмому в «Чистом ручье» зампред Евгений Барановский недавно в интервью телеканалу заявил о высокой вероятности выплат компенсаций. Но такой подход совершенно не устроил дольщиков.
В декабре прошлого года в России изменились правила принятия решений о финансировании мероприятий по завершению строительства проблемных домов. Если раньше в случае банкротства застройщика компенсации выплачивали по домам, у которых готовность составляла менее 50 процентов, то теперь под компенсации попадут дольщики, чьи дома готовы менее чем 80 процентов.
Как рассказал петербургский юрист Артём Бардашевич, размер компенсации за квартиру в строящемся доме определяется путём умножения её площади на рыночную стоимость квадратного метра и долю в собственности, а также на коэффициент оплаты по договору. Коэффициент – это отношение суммы, которую дольщик заплатил застройщику, к стоимости квартиры.
– В соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ размер возмещения не может быть менее уплаченной части цены договора. Пример расчёта приводится на сайте ДОМ.РФ, – отметил юрист.
По расчётам дольщицы Елены Смирновой, она получит 3,6 млн рублей. На них она сможет приобрести только студию в Ленобласти. При этом в двушку она вложила маткапитал и взяла ипотеку.
– Компенсации не соответствуют рыночной цене примерно на 40–50 процентов. Если дом на уровне котлована стоит 120 тыс. рублей за квадратный метр, то сейчас таким же дольщикам, как мы, выплачивают по 70 тыс., – возмущается женщина.
Ещё одна дольщица Марина Евдокимова продала единственное жильё – комнату в коммунальной квартире.
– Хотела улучшить своё положение для того, чтобы можно было завести семью. Уже четыре года прошло, а у нас даже котлована нет, стройка стоит. Я нигде не прописана, у меня нет больше жилья, по сути я бомж. Очень обидно, что наше Правительство так заботится о людях. Я вкладывала наличными 1,3 млн рублей, а в случае компенсации получу порядка 1,5 млн рублей. При этом студия у нормального застройщика на этапе котлована стоит 3,2 млн рублей, – рассказала она.
Дольщики пришли к офису застройщика компании «Петрострой», чтобы заявить о несогласии на компенсации вместо квартир.Фото: Вероника Мысляева/Octagon.Media
Дольщики считают, что власти могли бы завершить все очереди за счёт продаж активов «Петростроя» и за счёт средств, полученных от продажи квартир. Они также не исключают, что средств «Самолёта» может не хватить после стремительного роста курса доллара. Тогда решения о компенсациях могут быть приняты в отношении других корпусов, в особенности тех, которые находятся в низкой степени готовности.
Тем временем несуществующие квартиры продолжают продавать. Комитет стройнадзора и экспертизы Ленобласти в ответ на претензии новых покупателей, недовольных перспективой выплат, сообщил, что «дольщики, покупающие квартиры в период, когда застройщик признан проблемным, берут на себя инвестиционные риски».