Единая концепция обращения с отходами НЭО не оставила ничего, кроме вопросов

Единая концепция обращения с отходами НЭО не оставила ничего, кроме вопросов

Уже к 2030 году Санкт-Петербург и Ленобласть суммарно произведут вдвое больше мусора, чем сейчас. Это почти 3,5 млн тонн. Причём даже если немедленно начать внедрение раздельного сбора, к 2030 году несортированных отходов окажется всё равно больше, чем вторсырья. Новый единый оператор по вывозу мусора ищет подрядчика, который займётся строительством перерабатывающих заводов в Петербурге и Ленобласти. Но, по словам общественников, решить мусорный коллапс в регионах это не поможет.

Забота об экологии или о собственных кошельках?

Невский экологический оператор (НЭО) опубликовал Единую концепцию обращения с отходами на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Суть её сводится к тому, что в регионах необходимо вводить дуальную сортировку мусора. Объём захоронения твёрдых коммунальных отходов (ТКО) при этом нужно снизить до 50 процентов. Для этого часть мусора необходимо на этапе механической очистки превратить в альтернативное топливо для сжигания на цементных заводах. Главный вопрос, который остаётся после прочтения этой концепции, как жители Петербурга и Ленобласти будут сортировать отходы?

НЭО приводит примеры из жизни европейцев. Во всех дворах у них стоят урны для раздельного сбора. В Швеции пошли дальше и придумали разноцветные пакеты для разных видов отходов. Что предлагает в этом ключе сделать Невский экологический оператор, непонятно.

При этом у жителей Петербурга и Ленобласти уже выросла плата за вывоз мусора. Теперь она начисляется не по фактическому объёму, а по нормативу.

Кто-то дополнительно платит 100 рублей, кто-то 1000. Формулы для расчёта весьма странные. Они зависят не от числа проживающих людей в квартире, а от площади жилья. Хотя очевидно, что объём потребления от метража не зависит. За что петербуржцы и ленинградцы должны переплачивать, они пока не понимают.

Плата за обращение с ТКО начисляется АО «ЕИРЦ Петроэлектросбыт». Интересно, что НЭО возглавляет Екатерина Горшкова, которая была больше десяти лет гендиректором петербургской сбытовой компании. Она считается креатурой Бориса Ковальчука, возглавляющего правление «Интер РАО», которому и принадлежит «Петроэлектросбыт». «Интер РАО» также выступил соучредителем регионального оператора наряду с «ВТБ Инфраструктурный холдинг» и правительствами Санкт-Петербурга и Ленобласти.

В Северо-Западном округе ВТБ и ранее имел бизнес-интересы в инфраструктурной отрасли. Банк участвовал в строительстве Западной скоростной магистрали, а теперь строит петербургское метро и Широтную магистраль скоростного движения. Но проект обращения с отходами стал для банка самым крупным.

Разработал Единую концепцию обращения с отходами для регионального оператора Институт проектирования, экологии и гигиены (ИПЭиГ), бенефициарами которого являются бизнесмены Алексей Ломтев, Тембол Золоев и Дмитрий Гринченко. ИПЭиГ, судя по мониторингу госзакупок, специализируется на разработке экологической документации для разных регионов. В прошлом году клиентами института стали власти Бурятии, Подмосковья и Калужской области. Огромный опыт института должен был давать надежду на то, что разработанная для Санкт-Петербурга и Ленобласти «мусорная» концепция будет продумана до мелочей.

Странные нормативы

Авторы концепции сами же обращают внимание на то, что в Санкт-Петербурге приняты очень высокие нормативы накопления мусора. Они были утверждены ещё в декабре 2019 года городским комитетом по тарифам. В многоквартирных домах это почти 382 килограмма мусора на человека в год, в то время как, например, в Москве лишь 272. Можно было списать это на более северное расположение Санкт-Петербурга. В концепции сравнивают Северную столицу с Карелией, где норматив составляет 312 килограммов мусора в год на человека. Видимо, авторы концепции уверены, что жители северных регионов больше едят и, соответственно, используют больше упаковок.

Санкт-Петербург в 2020 году произвёл более 1,1 млн тонн мусора.Санкт-Петербург в 2020 году произвёл более 1,1 млн тонн мусора.Фото: Александр Коряков/Коммерсантъ

С коммерческой недвижимостью всё с точностью до наоборот. По нормативу накопления мусора для продовольственных магазинов Санкт-Петербург в стране уступает только Москве (соответственно 270 и 348 килограммов в год). При этом и в Северной столице, и в Ленобласти норматив для магазинов (в отличие от подавляющего большинства других субъектов страны) установлен для общей, а не только для торговой площади. Естественно, это более тяжёлое бремя для бизнеса.

Поразительно, но нормативы и для гостиниц в Санкт-Петербурге значительно выше московских: 382 против 192 килограммов в год на каждое койко-место. Почему-то гостиницы культурной столицы оказались одними из самых замусоренных в стране.

Нормативы накопления мусора в лечебных учреждениях для Санкт-Петербурга и Ленобласти отличаются более чем в 200 раз: 0,115 и 25 килограммов на одно посещение. Явно завышены нормативы для автомоек и АЗС (почти 2242 килограмма мусора на одно машино-место в год), авто- и железнодорожных вокзалов (145 килограммов на пассажира).

Санкт-Петербург в 2020 году (более свежих данных в концепции нет) произвёл более 1,1 млн тонн мусора, из которых почти 187 тыс. тонн пришлись на спальный Калининский район. Хотя он далеко не самый густонаселённый в городе.

В Ленобласти в 2020 году образовалось на порядок меньше мусора – всего 711 тыс. тонн.

Но дополнительно к этому из других регионов привезли 1,8 млн тонн. Данных по отдельным муниципалитетам нет.

С учётом огромной маятниковой и сезонной миграции это делает крайне сложными любые прогнозы. Кстати, сама миграция подстёгивает многих областных жителей к беззаконию: петербургские дачники отказываются заключать договоры на вывоз мусора с областными операторами.

Неутешительные прогнозы НЭО

К 2030 году оба региона суммарно произведут почти 3,5 млн тонн мусора. То есть почти вдвое больше нынешнего. Это связано прежде всего с ростом населения и агропромышленного комплекса, а также с тем, что один человек будет производить с каждым годом всё больше отходов. Кризис перепотребления.

При этом существующие мощности по переработке мусора рассчитаны на приём менее чем 2,2 млн тонн в год.

Да и большинство из них сконцентрированы в границах Санкт-Петербургской агломерации.

На большей части территории Ленобласти сортировка маломощная. Заводы расположены около полигонов. В большинстве своём мусор просто складируют, нанося непоправимый вред экологи. Вывозить его нерентабельно.

Впрочем, большинство мусорных заводов в Ленобласти и даже Санкт-Петербурге морально и технически устарели. До сих пор не налажена технология сбора опасных отходов: ртутные лампы, просроченные медикаменты, отработанные батарейки, аккумуляторы, лакокраски попадают в общий мусорный поток. Обеззараживание проходят лишь отходы, которые попадают на предприятия завода «МПБО-2» в посёлке Янино и на Волхонском шоссе.

Переработка без сортировки

Гендиректор НЭО Екатерина Горшкова на днях заверила, что все объекты, которые должны быть сданы до конца 2023 года, построят в срок.

В «мусорной» концепции о каждом объекте рассказано подробно. Крупнейшие объекты – мусорные комплексы на 500 и 600 тыс. тонн – построят в 2023 году в Выборгском и Кингисеппском районах. Один – в деревне Первое Мая, а второй – близ Первомайского села. А в 2024 году должен быть введён мусороперерабатывающий комплекс «Шаглино» в Гатчинском районе мощностью 1 млн тонн.

Уже существующие полигоны НЭО предлагает сделать более экологичными. Там нельзя размещать органические отходы, которые создают парниковые газы. Накопленный на старых полигонах биогаз (метан) надо не сжигать, а утилизировать.

Уже существующие полигоны Санкт-Петербурга и Ленобласти нуждаются в глобальной модернизации.Уже существующие полигоны Санкт-Петербурга и Ленобласти нуждаются в глобальной модернизации.Фото: Сергей Ермохин/РИА Новости

Нужно избавиться от устаревших методов переработки мусора (таких как, например, грохочение). Оптимальным для Санкт-Петербурга и Ленобласти в НЭО считают две технологии. Для органических отходов – аэробное компостирование, при котором образуется продукт, подобный гумусу, перегною. А для неорганических отходов – переработку в RDF (Refuse Derived Fuel. Вольный перевод термина – топливо из отходов. – τ.)

Должны быть закрыты пункты перегруза. Либо их нужно модернизировать в полноценные мусоросортировочные комплексы.

Очень подробно в концепции говорится про раздельный сбор мусора. Сегодня эта норма применяется во всех экономически развитых странах, но, увы, не в России. Внедрять раздельный сбор нужно, но встаёт новый вопрос: сколько должно быть потоков? В самых продвинутых государствах (таких как Нидерланды) ставят уже шесть разных контейнеров – отдельно для бумаги, металла, пластика, стекла, органических и остаточных отходов.

Внедрить раздельный сбор мусора можно только от дома. Современные мусороперерабатывающие комплексы не помогут, если во дворах не будет баков. Предприятия будут простаивать.

Первая попытка внедрить раздельный сбор мусора в Санкт-Петербурге в 2004–2009 годах провалилась. Власти города с тех пор к этой идее не возвращались, хотя авторы концепции насчитали около полусотни общественных инициатив по сбору вторсырья.

Иллюзий в НЭО не питают. Даже если систему раздельного мусора начать внедрять немедленно, то даже к 2030 году в Санкт-Петербурге полностью отсортировано будет не более трети всего мусорного потока, а в Ленобласти – не более 16 процентов. А с учётом двукратного роста массы отходов и масса несортированного мусора вырастет. Весь смешанный поток мусора нужно сортировать, как и сейчас, что отразится на тарифе.

Кстати, о деньгах.

Чтобы внедрить систему переработки мусора, нужно вложить 21,4 млрд рублей однократно. Она регулярно обходится в 59,4 млрд рублей.

При этом вторсырьё (в основном, полиэтилентерефталат и макулатуру) удастся каждый год извлекать из мусорного потока не более чем на 15 млрд рублей.

Начинать движение к этой цифре в НЭО предлагают немедленно. Во-первых, власти должны подсчитать, сколько и где реально образуется мусора. Во-вторых, скорректировать территориальные схемы и региональные программы обращения с отходами. В-третьих, начать проектировать современные комплексы, где мусор будут перерабатывать в компост и RDF.

Остаётся неясным, как и где мусор будут сортировать. Ведь в планах нет ни установки баков по Петербургу и Ленобласти, ни любой другой идеи, которая помогла бы жителям думать об экологии и помогать ей чаще. НЭО сбросил людей со счетов. В случае внедрения раздельного сбора мусора этого делать нельзя: сортировка начинается в квартирах.