Глава Роспотребнадзора Анна Попова в последний день января поручила объединить Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге с аналогичной структурой в Ленинградской области. К середине февраля в ведомстве ждут предложений по структуре новой организации и её руководству. Однако, как оказалось, вокруг объединения больше разговоров, и до слияния с федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения ещё далеко.
«Военная» тайна
Любая попытка получить официальное подтверждение информации упирается в завесу секретности, которую трудно ожидать от структуры, занимающейся надзором в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека. В федеральном Роспотребнадзоре, организации-учредителе двух центров, подтверждать распоряжение Анны Поповой не стали, но и опровергать не спешат.
Примерно так же ведут себя в пока ещё не объединённых центрах гигиены и эпидемиологии.
Складывается впечатление, что никто не хочет взять на себя ответственность.
Наконец, на условиях анонимности один из чиновников объединяющихся центров гигиены рассказал «Октагону», что, кроме слов Анны Поповой, у Роспотребнадзора фактически ничего нет. Решение принято, создана рабочая группа, которая должна подготовить сценарий присоединения Центра гигиены и эпидемиологии Ленинградской области к аналогичному центру в Санкт-Петербурге.
Объединение путём присоединения
Считается, что областной центр гигиены и эпидемиологии меньше, слабее и беднее, чем петербургский. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить объёмы контрактов на сайте госзакупок.
Обе организации были зарегистрированы как юридические лица под действующими наименованиями в 2005 году. Областной центр заключил 536 госконтрактов на сумму 150,93 млн рублей как поставщик услуг и как заказчик, произвёл закупок на 298,39 млн рублей в рамках 884 госконтрактов. Центр гигиены и эпидемиологии Санкт-Петербурга оказал услуг на 814,86 млн рублей по 5136 госконтрактам и выступил заказчиком по 1207 договорам на 2,17 млрд рублей. Как видим, цифры несопоставимы, и правы те, кто утверждает, что областной центр куда беднее городского.
У новой организации уже есть название: «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области». Раньше такой сценарий был реализован только в Крыму.
Неудачное сравнение
«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и Севастополе» подчиняется межрегиональному управлению Роспотребнадзора. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области – свои, отдельные управления Роспотребнадзора. Какому будет подчиняться новый центр гигиены, пока, похоже, неясно даже самим авторам идеи. Напрашивается мысль о создании межрегионального управления Роспотребнадзора по Петербургу и Ленобласти. Это было бы логично, но пока такой информации нет.
Как рассказал «Октагону» знакомый с ситуацией крымский блогер и бизнесмен Александр Горный, на рекомендации межрегионального Роспотребнадзора по-разному реагируют глава Республики Крым Сергей Аксёнов и губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
«Крым разный. Севастополь – это небольшой город, там велика концентрация военных. Симферополь и Севастополь сравнивать можно, но сложно: есть определённая специфика. Кроме того, есть туристические города и посёлки, это совсем другая история с точки зрения эпидемиологических факторов».
Александр Горный
бизнесмен
– В принципе, объединить Роспотребнадзор Крыма и Севастополя было правильным решением. И такая централизация продолжается. Одно управление ФСБ работает и по Крыму, и по Севастополю, а вот управления МВД пока не объединили. Есть минздрав Республики Крым и департамент здравоохранения Севастополя. И не надо забывать, что есть Аксёнов и Развожаев, и Наталья Пеньковская, глава межрегионального Роспотребнадзора, взаимодействует и с одним, и со вторым, доносит до них общую позицию по ковиду и пытается с учётом многих нюансов сформировать единую политику, – делится с «Октагоном» Александр Горный.
Горный напомнил, что в какой-то момент глава Севастополя Развожаев вводил по периметру субъекта Федерации блокпосты, правда, этот эксперимент не удался.
– Президент Владимир Путин сказал, что губернаторы вправе вырабатывать свою антиковидную политику. Глава управления Роспотребнадзора в Крыму больше выступает с надзорно-консультативной миссией, – говорит Александр Горный. – Насколько я знаю, очень многие предложения главы межрегионального управления Роспотребнадзора не нашли отклика у Сергея Аксёнова, который давал определённые послабления для каких-то фестивалей (речь идёт о фестивале «Джаз Коктебель» телеведущего Дмитрия Киселёва. – τ.), для туристического бизнеса. С точки зрения управления регионами, единоначалие – это хорошее и правильное решение. Крымчане предполагают, что федеральный центр скоро объединит Республику Крым и Севастополь.
Проекция на Северо-Запад
Если проанализировать трудности в работе межрегионального центра в Крыму, можно понять, что перед авторами объединения эпидемиологических центров города и области стоят непростые задачи. Губернаторы Беглов и Дрозденко, разумеется, должны прислушиваться к рекомендациям эпидемиологов. Но каждый глава региона сам решает, какие антиковидные меры ему предпринимать.
Из плюсов можно отметить только увеличение финансирования для центра (или филиала) Ленинградской области.
Многие СМИ, рассказывая о возможном слиянии двух ведомств, делали упор на услуги, связанные с тестами на COVID-19 для граждан. Но центры в СЗФО, как и их коллеги в Крыму, физическим лицам подобные услуги не предлагают. Как пояснили «Октагону» в Центре гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и Севастополе, организация заключает договоры на обработку тестов с юридическими лицами – медицинскими организациями и частыми лабораториями. Так же действуют их коллеги в СЗФО.
Центры гигиены и эпидемиологии заключают договоры на обработку тестов с юридическими лицами.Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Петербургский центр делает тесты на COVID-19 в аэропорту Пулково и на железнодорожных вокзалах – Финляндском и Московском. Цена намного выше рыночной: результат ПЦР-теста в течение 24 часов – 2200 рублей, результат ускоренного ПЦР-теста (в течение двух часов) – 8600 рублей. В финансовом обороте центра по Санкт-Петербургу ПЦР-тесты в точках прибытия вряд ли сыграют какую-либо существенную роль.
Центр гигиены Ленинградской области делает тесты на COVID-19 только при условии заключения договора с работодателем – юридическим лицом. Просто так, с улицы, там никого не ждут.
Но если посмотреть перечень услуг, который оказывают юридическим и физическим лицам центры гигиены и эпидемиологии, можно понять, что есть ради чего копья ломать.
Деятельность всех предприятий торговли и общепита, школ, детских садов и лагерей отдыха, продовольственных магазинов и рынков завязана на тестирования.
Сюда можно добавить мониторинг качества питьевой воды, бактериологические и вирусологические исследования, исследования лекарственных средств, почвы, воздуха, холодильных камер и лечебной грязи, радиации и инфекций, передающихся половым путём, – всего не перечислишь. Эти тесты нужны и хорошо оплачиваемы из бюджета, кармана предпринимателей и кошельков граждан.
Можно смело предполагать, что в руках руководителя объединённого центра и тех, кто затеял реформу, сконцентрируются большие финансовые потоки. Отразится ли объединение на жизни и деятельности граждан, бизнеса, муниципальных и региональных структур? Если не поднимут цены, вряд ли. Просто кто-то получит больше власти и денег.