Неправильно утилизированный мусор приносит экологии невосполнимый вред. Выход есть: переработка, мусоросжигательные заводы с минимальным воздействием на окружающую среду. На крайний случай – установленные по нормам полигоны. Жителей, как правило, не устраивает ни один из этих способов. Разделять отходы проблематично, а заводы и полигоны отравляют не только экологию, но и жизнь людей.
Как снежный ком
Официально подходов к утилизации мусора три: вывозить на полигон твёрдых коммунальных отходов (ТКО), сортировать и перерабатывать, сжигать.
Количество мусора с каждым годом увеличивается, растёт доля материалов, которые практически не разлагаются. Полигоны ТКО заполняются быстрее, чем предполагалось, а новые вводятся в эксплуатацию с отставанием. В результате отходы из областных столиц свозят на полигоны в райцентры, которые также стремительно заполняются.
В Новгородской области вторую очередь полигона ТКО должны были сдать в эксплуатацию в 2017 году, но после того, как в декабре прошлого года разрешение наконец было подписано, мусоровозы на объект не пошли – не были оформлены соответствующие разрешения. А первая очередь полигона была закрыта в октябре 2015 года. Мусор повезли в районы.
Жители Малой Вишеры жалуются, что отходы из Великого Новгорода везут к ним, на маленький полигон, который стремительно заполняется.
Он был рассчитан на десять лет, но хватит его на три года максимум. На полигоне постоянно горит мусор, чёрный дым накрывает райцентр, а стаи бродячих собак, которые прижились на свалке, бегают по улицам городка. Говорят местные жители, охотники и грибники и про загрязнение реки Вишерки сточными водами полигона.
С аналогичными проблемами в той или иной степени сталкиваются жители других регионов Северо-Западного федерального округа. По данным администрации Санкт-Петербурга на май прошлого года, население города производит около 2 млн тонн отходов в год. К 2030 году объём должен вырасти до 2,3 млн тонн.
Что делать с мусором?
С лёгкой руки общественников-экологов считается, что самый разумный и бережный метод утилизации мусора – раздельный сбор с последующей переработкой. Но не всё так просто. Губернаторы наперебой отчитываются о том, что в регионах введён раздельный сбор мусора, сортировка и переработка, однако «Октагон» выяснил, что нигде, кроме Мурманской области, существенных подвижек в переработке ТКО нет.
В рамках проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология» в Мурманской области проходит рекультивация закрытых полигонов. Построены полигон и мусоросортировочный комплекс в Междуречье Кольского района, мусороперегрузочные станции в Александровске и Североморске. Работают завод термической обработки твёрдых бытовых отходов (ТБО) и линия сортировки ТКО. По мнению региональных властей, совокупной мощности этих объектов достаточно, чтобы обработать весь объём отходов, производимых в регионе.
В Псковской области раздельный сбор мусора практически не ведётся, а без него переработка невозможна. В этом году в Палкинском районе на бывших землях Минобороны в урочище Халёво собираются построить экотехнопарк, но жители протестуют, считая, что всё закончится обустройством банального полигона ТКО.
Власти Новгородской области заявляют о внедрении раздельного сбора мусора в 2022 году, но куда будут его отправлять, пока неясно, готового решения нет.
Согласно дорожной карте, подписанной губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области в апреле прошлого года, к 1 января 2024 года в Ленобласти должны быть построены минимум четыре завода по переработке мусора.Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
В Карелии полный переход на раздельный сбор мусора перенесён на 2023 год.
В Коми ощущается острая нехватка полигонов ТКО. Региональный оператор занимается раздельным сбором в Ухте и Сосногорске, но о массовой переработке ТКО речь пока не идёт. Власть и экоактивисты спорят о том, можно ли утилизировать мусор методом термодеструкции, то есть с помощью теплового воздействия без доступа кислорода.
В Великоустюгском районе Вологодской области в 2022 году собираются построить крупный комплекс по переработке отходов, однако жители окрестных деревень бьют тревогу и просят не допустить создания рядом с деревнями полигона ТБО.
Согласно дорожной карте, подписанной губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области в апреле прошлого года, к 1 января 2024 года в Ленобласти должны быть построены минимум четыре завода по переработке мусора. Некоторые источники говорят о строительстве семи и даже восьми мусорных комплексов. Любая информация о строительстве завода по переработке воспринимается жителями в штыки.
Второй Шиес никому не нужен
В июне 2020 года по поручению врио губернатора Архангельской области Александра Цыбульского правительство региона начало плановую работу по закрытию проекта «Экотехнопарк “Шиес”». Изначально это был проект полигона, большой свалки для московского мусора. Позднее, в 2019 году, людям стали рассказывать, что в «технопарке» планируется, кроме полигона, построить завод по переработке мусора. Но всё оказалось напрасным, протесты это не остановило – люди не поверили.
– После волны общественных протестов в Архангельской области и Республике Коми и серии судебных заседаний проведение даже подготовительных работ на станции Шиес было признано незаконным. Сейчас на территории несостоявшегося строительства проходит завершающий этап рекультивации, посажены молодые деревья на месте вырубленных под стройку, – рассказал «Октагону» журналист Евгений Богучарский.
Пример Шиеса оказался поучительным для жителей и губернаторов других регионов. Форсировать решение о строительстве «экотехнопарков» – новых полигонов ТБО, мусороперерабатывающих и даже мусоросжигающих заводов для губернаторов невыгодно по политическим мотивам: население не поймёт.
2 августа 2020 года. Житель города Каргополя у забора своего дома с плакатом: «Шиес – наш! Нет московской помойке на Севере!»Фото: Александр Коряков/Коммерсантъ
Как только стало известно о возможности строительства мусороперерабатывающих комплексов в Ленобласти, жители Дубровки подняли шум. Народные сходы там проводят постоянно, последний был 27 января, в День снятия блокады Ленинграда. Жители рассказывают, что во время Великой Отечественной войны здесь, в карьере Дубровка, была зона тылового обеспечения Невского пятачка. Карьер стал местом гибели многих солдат, которые здесь сражались.
Председатель оргкомитета серии военно-исторических фестивалей «Забытый подвиг» Павел Желтов рассказал «Октагону», что на Невском пятачке, где шли ожесточённые бои, много как братских, так и «верховых» могил (останки незахороненных солдат), и строить на этом месте мусорный полигон – это кощунство.
Кроме того, активисты уверены, что сортировать в Дубровке будут только часть отходов, остальная территория превратится в мусорный полигон.
Инвестор Хильченко
Летом прошлого года известный петербургский инвестор, генеральный директор и учредитель ООО «УИК “Созвездие”» Владимир Хильченко заявил о покупке земли в Чудовском районе Новгородской области на берегу реки Волхов. Он собирается построить здесь мусороперерабатывающий завод, а сырьё для переработки привозить из Санкт-Петербурга. По словам инвестора, «Невскому экологическому оператору» некуда девать мусор, кроме как в соседние регионы, и Новгородская область для этого весьма удобна.
Губернатор региона Андрей Никитин выступил категорически против такого рода инвестиций, заявив, что «в Новгородской области никакого мусороперерабатывающего завода не будет, а будет хороший полигон».
Но инвестор, понимая, что региональные власти могут не согласовать строительство (территориальная схема обращения с отходами Новгородской области не предусматривает как строительства подобных объектов, так и ввоза ТКО из других регионов), пока не оставил своего намерения.
Один из сотрудников «Невского экологического оператора» рассказал «Октагону» на условиях анонимности, что организация регулярно проводит переговоры с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко о размещении мусора из Санкт-Петербурга. О сотрудничестве петербургского оператора со структурами Хильченко пока ничего не известно.
Рекультивация – дело энтузиастов
Принято считать, что в развитых странах мусор перерабатывается, но это не совсем так. Сегодня в таких экологичных странах, как Финляндия и Швеция, в переработку идёт только 50 процентов отходов. Но и это намного больше, чем в России. В целом в Европе 47 процентов отходов перерабатывают, 28 процентов сжигают и 24 процента оправляют на свалку. Мы же боимся мусоросжигания, потому что зачастую меры безопасности не соблюдаются, происходит отравление людей и окружающей среды.
Вопрос о рекультивации уже заполненных полигонов ТКО в России только начинает прорабатываться. В конце прошлого года вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минприроды, Росприроднадзору и Российскому экологическому оператору представить предложения по созданию механизмов, обеспечивающих проведение работ по рекультивации мусорных полигонов и свалок. Есть мнение, что работы будут проходить за счёт владельцев полигонов.
Сегодня в таких экологичных странах, как Финляндия и Швеция, в переработку идёт только 50 процентов отходов.Фото: Sofia Sabel/imagebank.sweden.se
«Октагону» стало известно, что к губернатору Новгородской области Андрею Никитину обратилась с предложением фирма «Хорсъ СПб». Она предложила пилотный проект по рекультивации одного из полигонов ТБО – сжигание мусора методом высокотемпературного пиролиза без выброса в атмосферу. Инвестор планирует построить рядом с заводом тепличный, грибной и рыбный комплексы, которые собирается освещать и отапливать электроэнергией и теплом, полученным в результате сжигания мусора. За счёт продажи сельхозпродукции, как считается, проект себя окупит и даст прибыль. Вопрос в том, вызовет ли он доверие у жителей.
– Когда обустраивали полигоны, никто не думал о том, что, пройдя через захороненный мусор, грязная вода будет проникать в реки. Мы предложили губернатору Никитину начать с полигона у деревни Нащи. Там захоронено около 2 млн тонн отходов, – пояснили «Октагону» в компании.
«Когда мы проводили исследования, с удивлением обнаружили, что полигон находится всего лишь в 50 метрах от болота Долговский мох. Болото озерообразующее, из него вытекает река Веряжа, которая впадает в Волхов. И новгородцы с 1985 года эту воду пьют!»
Компания «Хорсъ СПб»
Как рассказали «Октагону» знакомые с ситуацией источники в правительстве Новгородской области, губернатор Никитин пока не одобрил этот проект.
В Петрозаводске предприниматель из Тулы Сергей Бутенко собирается открыть цех по переработке органических отходов. Для этого в республику будут каждую неделю привозить личинки тропических мух чёрной львинки для превращения отходов в белковый концентрат.
В Тульском государственном педагогическом университете уже разработан корм для хомяков на основе личинок. Корм «ЗаЩеками» сейчас предлагается для тестирования всем желающим. Фонд венчурных инвестиций Карелии выделил предпринимателю льготный заём в размере 10 млн рублей.
К сожалению, несмотря на энтузиазм отдельных представителей бизнеса, предпринимателей, переработка и рекультивация ТБО пока не стала массовой. Одержав победу в Шиесе, общественники надолго отбили у губернаторов регионов желание строить производства по переработке ТКО и заниматься утилизацией неперерабатываемого мусора.