Премьер-министр РФ Михаил Мишустин ужесточил порядок государственного надзора в лесной отрасли. Теперь его эффективность будут оценивать по новым цифровым критериям. Один из них – доля древесины в единой государственной автоматизированной информационной системе учёта древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). Если сначала против её введения выступала только Архангельская область, то теперь подключаются и другие регионы СЗФО. Но слишком поздно.
ЛесЕГАИС в полной мере должна заработать 1 января 2023 года. Постановление Мишустина – сигнал, что Правительство интенсифицирует лесную реформу.
Между тем депутаты и лесозаготовители из нескольких регионов Русского Севера требуют отложить внедрение системы. Хотя о сроках реформы было известно ещё в прошлом году, а регионы имели право высказать своё недовольство в Госдуме, принимавшей поправки к Лесному кодексу РФ.
По мнению депутатов, отрасль ещё не готова к строгому контролю и учёту.Фото: Александр Кряжев/РИА Новости
Зачинщиками протеста против такого быстрого введения ЛесЕГАИС стала группа депутатов Архангельского областного собрания во главе с вице-спикером Александром Дятловым. По их словам, отрасль якобы ещё не готова к строгому контролю и учёту.
Чего опасаются лесозаготовители?
Лесную отрасль буквально лихорадит. С 1 января будущего года каждый кубометр спиленной древесины должен учитываться в электронном документообороте ЛесЕГАИС. Сейчас система работает, но не в полном объёме. На предприятиях уверены, что внедрение системы с начала года по всей стране парализует лесную отрасль. Так ли это?
Перейти к материалуАрхангельские депутаты попросили поддержки у коллег. Как сообщил «Октагон.Северо-Запад» псковский депутат и глава областной ассоциации лесопромышленников Геннадий Григорьев, обращение такое они поддержали. Что будет дальше, ему неизвестно.
Весь 2021 год прошёл в Госдуме под знаком реформирования лесной отрасли: парламент принял сразу три пакета поправок к Лесному кодексу РФ.
Внедрять новации будут поэтапно, начиная с 1 июля, а завершат 1 января 2023 года.
Именно тогда должно заработать главное детище реформаторов – ЛесЕГАИС. Принцип её организации похож на уже давно действующие в России системы учёта: ЕГАИС для алкоголя (Минсельхоз начал внедрять её ещё в 2005 году), ЕГАИС «Маркировка» для меха (внедрена в 2016 году, а затем выведена из эксплуатации), «Честный знак» и «Меркурий» (поэтапно вводятся с 2019 года).
Сейчас маркируется всё больше категорий товаров. А к 2024 году, как обещает государство, QR-коды будут на всех без исключения товарах, продающихся в оптовом или розничном сегментах.
Настойчиво внедряя систему, государство упирает на то, что это даст возможность бороться с контрафактом и иными «серыми» схемами. Но, похоже, причина куда банальнее. Национальной системой цифровой маркировки управляет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который в свою очередь принадлежит структурам госкорпорации «Ростех» и олигарха Алишера Усманова (через USM Holdings).
Настойчиво внедряя систему, государство упирает на то, что это даст возможность бороться с контрафактом и иными «серыми» схемами.Фото: Александр Колбасов/ТАСС
В ЛесЕГАИС попадут все виды древесины: полученная при использовании и при сохранении лесов, транспортируемая, размещённая в местах складирования, поступившая для переработки. Учитывать будут и продукты переработки.
Также будут вести государственный лесной реестр – в электронном виде, но доступ к нему получат только чиновники. А вот публичная лесная карта (созданная по аналогии с публичной кадастровой картой) будет доступна всем желающим на официальном портале.
Строгий учёт всех лесов и всей древесины, по замыслу авторов законопроекта (точнее, трёх законопроектов, принятых Госдумой в феврале и июле), позволит увеличить налогооблагаемую базу и предотвратить незаконные рубки.
Объём этих рубок только в 2019 году составил 52,6 млрд рублей.
Впрочем, потребуются от государства и дополнительные издержки. Нужно будет проверять места складирования древесины. Для этого придётся увеличивать штат государственных лесных инспекторов, а это примерно 325 млн рублей в год только на дополнительные зарплаты. Правда, как считают в Рослесхозе, только за счёт взыскания новых штрафов (650 млн рублей в год) получится компенсировать содержание всей этой инспекторской армии.
Стоимость внедрения ЛесЕГАИС авторы законопроекта не оценивали.
– Долгие годы само хозяйствование в лесной сфере было сумбурным, сказывалась и ограниченность правовой базы. Но сейчас в этом направлении появляются серьёзные перспективы развития, – говорит «Октагон.Северо-Запад» руководитель аналитического департамента компании AMarkets Артём Деев.
«Скажем, за пять лет в лесопереработку может быть вложен 1 трлн рублей. А к 2030 году лесная промышленность России должна вносить в ВВП 1,5 процента».
Артём Деев
руководитель аналитического департамента компании AMarkets
– Государство разработало схему развития сектора. В стратегии развития лесной отрасли до 2030 года главными задачами обозначены цифровизация отрасли, восстановление лесов, борьба с пожарами и с незаконной лесозаготовкой. И введение древесных QR-кодов – это лишь один из этапов в стратегии, – уточнил Артём Деев.
Реформа лесной отрасли, ясное дело, затрагивает все без исключения регионы. Однако потрудились направить отзывы на лесные законопроекты в Госдуму в 2021 году лишь шесть субъектов: это парламенты Алтайского и Амурского краёв, Смоленской и Красноярской областей, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Все парламенты единодушно поддержали лесные реформы, не предложив ни единого уточнения к законопроектам.
Теперь же некоторые региональные парламентарии возмущаются лесной реформой и предлагают её притормозить. У избирателя и налогоплательщика должен возникнуть резонный вопрос: а почему депутаты молчали, когда Госдума запрашивала мнение регионов по поводу реформы?
– Опыт последних лет подсказывает, что ужесточение требований контроля и учёта в разных отраслях сопряжено со сложностями. Так было с маркировкой продуктов питания, системой «Платон» в грузоперевозках или системой «Меркурий» в секторе агропромышленного комплекса. Многие регионы, помнится, были поначалу против внедрения и «Платона», и «Меркурия», – напоминает Деев.
Эксперт считает, что противодействие внедрению ЛесЕГАИС может быть связано с тем, что в лесной отрасли намерены решительно бороться с незаконными вырубками и вывозом леса за рубеж по заниженным ценам, уменьшая долю теневого сектора.
– Высокий контроль требуется также исходя из планов инвестировать в отрасль до 1 трлн рублей. Важно не допустить коррупцию, – резюмирует Деев.