Ковидные ограничения продолжают добивать малый и средний бизнес Петербурга

Ковидные ограничения продолжают добивать малый и средний бизнес Петербурга

Экономика 13 февраля 2022 Наталья Гуренкова

Ограничительные меры в очередной раз жёстко ударили по экономике заведений общественного питания. Кафе и рестораны терпят убытки из-за снижения количества посетителей. Детский локдаун снизил трафик ресторанов и кафе, ориентированных на семейный отдых, до 30 процентов. Несмотря на то, что в Петербурге антиковидные меры жёстче, чем в соседней Москве, город снова опередил столицу по заболеваемости.

С трудностями, с которыми столкнулись предприниматели в начале пандемии, малому и среднему бизнесу более или менее удалось справиться летом 2021 года. Новые ограничения, введённые в Северной столице сразу после Нового года, снова поставили общепит в режим выживания.

Николай Готко, совладелец кофейной компании Bolshecoffee Roasters и пяти кофеен, в беседе с журналистом «Октагона» рассказал, что падение выручки в его заведениях колеблется в районе 30 процентов. Это убийственно для кофеен.

– Сейчас стоит вопрос выживания. Мы 10 лет по кирпичику выстраивали свой бизнес, занимаясь любимым делом. А последние два года пытаемся справиться с долгами и сохранить всю команду. Большая статья расходов – это обеспечение средств защиты и дезинфекции. У нас всё это есть. Привиты 100 процентов сотрудников кофеен, мы уменьшили количество посадочных мест. Сделали всё, что от нас требовали в сфере безопасности для посетителей, в сравнении с тем же общественным транспортом. Сложно понять логику дополнительных ограничительных мер. Вся эта история убивает малый бизнес и конкуренцию. Такое ощущение, что власть ввела ограничения в сфере общепита и забыла про нас, никак не помогая малому и среднему бизнесу выжить в современных реалиях, – недоумевает собеседник.

Былые вечеринки теперь приходится компенсировать дневными ивентами.Былые вечеринки теперь приходится компенсировать дневными ивентами.Фото: страница кафе-бара Krng Corp. в Instagram

Не утонуть и остаться на плаву пытается и кафе-бар Krng Corp. Управляющая Илона Алборова рассказала журналистам нашего издания, что частные заказы сократились процентов на 40. Это касается ночных вечеринок. Хотя заведение не позиционирует себя как ночное, но основные мероприятия в баре проходили больше в вечернее время. Пришлось подстраиваться под очередные запреты, и в кафе-баре теперь проводятся дневные мероприятия, например турниры по игровым автоматам. Финансовые потери они ощутили и из-за того, что детям запретили посещать развлекательные места. Сохранить персонал помогает командный дух, который сложился в коллективе.

– Сфера общепита подразумевает, что люди на работе проводят большую часть времени. Гости приходят с разным настроением, и наша задача – создать комфортную обстановку и самим не поддаваться унынию или агрессии. Каждый из работников старается поддерживать друг друга. Наши отношения больше похожи на семейные. В основном у нас работают молодые ребята. И знаете, это больше история не про деньги, а про интерес и корпоративный дух.

Илона признаётся: в январе было ощущение, что введение обязательных QR-кодов поставит крест на работе бара. Однако их постоянные клиенты поспешили вакцинироваться и получить заветный код, дабы не лишаться привычного отдыха.

Сколько будем выкарабкиваться?

Сколько понадобится времени, чтобы вернуться к привычной рентабельности в бизнесе, участники рынка затрудняются ответить. Общие цифры называть некорректно, считает Михаил Рапопорт, координатор проекта «Горизонты гостеприимства».

– Ресторанный бизнес – сфера неоднородная. Здесь нельзя однозначно сказать, что она находится в глубоком кризисе или, наоборот, на подъёме. Очень многое зависит от концепции заведения, от того, на кого оно ориентировано, где расположено. Немало историй, когда на фоне общего кризиса в сфере общественного питания открывались новые кафе и рестораны, – говорит эксперт.

«Сетевые выживают за счёт объёма, а точечные заведения находятся на очень тонком балансе маржинальности, который легко нарушить».

Михаил Рапопорт | координатор проекта «Горизонты гостеприимства» Михаил Рапопорт
координатор проекта «Горизонты гостеприимства»

Александр Муратов, директор по развитию компании – владельца бренда «Якитория», считает, что этот процесс займёт несколько лет.

– На данный момент сложно давать какие-то уверенные прогнозы, так как итоги на ресторанном рынке зависят от множества разных факторов, в первую очередь от ситуации с пандемией.

Если заболеваемость начнёт падать, не будут объявлены новые ограничения, увеличатся темпы вакцинации, при самом благоприятном прогнозе сегмент сможет восстановиться не раньше, чем через пять-шесть лет.

Для примера: в 2019 году рентабельность ресторана, равная 10 процентам, считалась хорошим показателем. Сейчас же она колеблется в диапазоне от 0 до 5 процентов. Рост цен на продукты, коммунальные платежи, стоимость упаковки блюд существенно влияют на прибыль. В связи с этим ресторанам приходится корректировать цены в меню, однако увеличение прайса не может быть пропорционально росту затрат, иначе гостей в ресторанах станет меньше, – считает Александр.

Налаженный диалог – путь к процветанию

Эксперты отмечают, что проблемы в отрасли успешнее решаются в Москве. Бизнес и власть смогли договориться, и ограничения, которые действуют на территории города и области, предпринимателями воспринимаются с пониманием, ещё и подкрепляются финансово. На любую меру в Правительстве вводится очередная субсидия. В столице работает штаб по защите бизнеса, в который входит и мэр Москвы Сергей Собянин, пояснил журналистам «Октагон.Северо-Запад» вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов.

– Минимум раз в год мы встречаемся с Сергеем Семёновичем напрямую, обсуждаем проблемы, он нас поддерживает, выступает с инициативами федерального или местного уровня, – говорит Миронов. Он уверен, что ограничения в ресторанах никак не связаны с распространением коронавируса. Более того, ресторатор считает, что они только подталкивают к заболеваемости.

«В ресторан с хорошей вентиляцией, где привиты сотрудники, где всё обработано специальными дезинфицирующими средствами, людей не пускают».

Сергей Миронов | вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов
вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России

– Но они не перестали встречаться, отмечать праздники. Компании собираются в офисах или квартирах, а там проще заразиться, чем на территории ресторана, где соблюдены все нормы безопасности, рекомендованные Роспотребнадзором, – удивляется Сергей Миронов.

Найти баланс для нормального функционирования экономики в Северной столице пока не получается. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов неоднократно задавал в Смольном и такой вопрос: почему действие кодов заканчивается в 23 часа? Получается, днём он защищает человека и даёт право посещать культурно-развлекательные места, а ночью его действие приостанавливается? Уполномоченный добавляет, что наряду со сферой общественного питания значительные убытки терпят кинотеатры.

–Так называемый «комендантский час» привёл к тому, что кинотеатры теряют до половины своей выручки. Временные ограничения, введённые в Петербурге, противоречат друг другу, – говорит омбудсмен.

В музее-заповеднике «Царское Село» из-за ограничений с февраля для посещения доступны только Александровский и Екатерининский дворцы.В музее-заповеднике «Царское Село» из-за ограничений с февраля для посещения доступны только Александровский и Екатерининский дворцы.Фото: Anatoly Maltsev/EPA/TASS

Из-за детских ковид-ограничений своих посетителей теряют музеи города. Примерно на 40 процентов снизилась посещаемость Русского музея, сообщили в пресс-службе учреждения.

В музее-заповеднике «Царское Село» вынуждены были закрыть некоторые музейные объекты, что тоже сказалось на уровне спроса.

– С февраля для посещения доступны только Екатерининский и Александровский дворцы, – уточнили в музее.

После введения QR-кодов посещаемость ботанического сада сократилась наполовину, а запрет на посещение с детьми ещё снизил поток посетителей на 30 процентов. Учитывая, что сад ничего не получает от государства, положение у него плачевное.