Восточная Финляндия опустела без российских туристов. Редкие путешественники наведываются в Суоми, но ездят теперь через Норвегию. Из Мурманска до норвежского Киркенеса всего 223 километра. Но до Восточной Финляндии путешественники оттуда если и добираются, то только на обратном пути. Местные газеты уже предвещают небольшой Иматре незавидную судьбу. До пандемии и санкций расположенная на границе с Ленобластью (ближайший российский город – Светогорск) провинция была пристанищем для российских туристов. Согласно данным здешней торговой палаты, туристы из России тратили в регионе до 1 млн евро в день. А сейчас, в разгар сезона, многие магазины остаются пустыми или даже закрываются.
Ужесточение правил
Ещё 30 сентября прошлого года Финляндия закрыла границу для россиян, которые въезжают в страну с туристическими целями. Попасть в Суоми можно было только с билетами до страны, не входящей в Евросоюз, если путешественник сразу едет в аэропорт. Прекратили и оформление виз. До недавнего времени въехать в Финляндию из России разрешалось только для учёбы, лечения или по приглашению близких родственников.
С 10 июля правила въезда ужесточили для российских студентов, бизнесменов и владельцев недвижимости. Предпринимателям запретили даже транзит в другие страны, владельцам квартир и домов теперь нужны более веские основания для въезда, а студентам лишь разрешили участвовать в программах, являющихся частью получения степени. Приехать на учёбу в «народных» вузах больше не получится.
От ужесточения мер страдают не только россияне, но и сами местные жители.
Во всяком случае, так утверждает журналист Микко Метсамяки в колонке для независимой финской газеты Kauppalehti, которая выходит в Хельсинки.
По словам автора публикации, Восточная Финляндия опустела без российских туристов. Более того, эта территория может стать «пристанищем для стариков и маргиналов». Настроения там уже гораздо мрачнее, чем в среднем в самой счастливой стране мира, а уровень безработицы выше.
При этом в правительстве Финляндии, по мнению Метсамяки, некому защитить интересы жителей той же Иматры. Самые «восточные» министры представляют Лапландию и Мянтюхарью.
Сами виноваты в своих бедах
Президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич убеждён, что экономика приграничных районов Финляндии никогда не была особо развитой. После 1991 года Савонлинна, Иматра, Лаппеенранта начали получать доход от российских туристов. Петербуржцы массово ездили в Финляндию на шопинг, покупали недвижимость. Причём можно было с лёгкостью добраться и на машине, и на рейсовом автобусе – как на дачу.
– В течение нескольких лет на финской территории в приграничных районах можно было расплатиться рублями. Это был тот случай, когда обе стороны были безумно довольны, – отмечает в разговоре с «Октагон.Северо-Запад» Николай Межевич. – А потом финское руководство, само или под влиянием Лондона или Брюсселя, начало ужесточать связи с Россией. Постепенно нарастали визовые ограничения, хотя финское генконсульство в Санкт-Петербурге было крупнейшим финским генконсульством в мире. И по количеству валюты, которое оно зарабатывало. Прямо скажем, оно кормило весь финский МИД.
Поездки в Финляндию пользовались спросом у петербуржцев.Фото: Пётр Ковалёв/ТАСС
Финские делегации постоянно приезжали в Петербург – и в Смольный, и в университеты. За прилавками местных магазинов можно было увидеть русских девушек, таксисты говорили на русском языке. Но вскоре финны, даже говорящие на русском, начали делать вид, что не знают языка.
Ситуация совсем пошла под откос в 2022-м. Мэр Лаппеенранты тогда сказал: не будет русских туристов, но появится база НАТО. Однако решение о размещении военных баз не может принять ни мэр провинциального города, ни даже президент Финляндии.
– Раньше 80 процентов доходов бюджета Иматры прямо или косвенно были связаны с Россией. Образовалась, я бы сказал, полуроссийская экономика внутри приграничного финского города. Сейчас выйти хотя бы на частичную компенсацию выпадающих расходов местные бюджеты не могут, – говорит Межевич.
При этом, убеждён эксперт, вина за разрушение отношений между странами лежит целиком на финской стороне.
«Ссылки финской стороны на то, что они выполняют волю ЕС, нечестные. Потому что Финляндия большинство ограничительных мер принимала до соответствующих решений Евросоюза, а по ряду мер принимала ограничения, которые Брюссель от Хельсинки не требовал».
Николай Межевич
президент Ассоциации прибалтийских исследований
Профессор, доктор экономических наук Мария Конягина уверена, что рынок Финляндии сможет переориентироваться. А «старики в Иматре» вообще не проблема.
– На Финансовом конгрессе, который состоялся 6–7 июля в Санкт-Петербурге, была заявлена мировая проблема – общее старение населения. С одной стороны, старение населения – это вызов нашего времени, поэтому концентрация стареющего населения – реальность, и её не нужно использовать в качестве негативного фактора, – отмечает в разговоре с «Октагон.Северо-Запад» Мария Конягина. – С другой – фактор можно использовать для трансформации экономики. Вполне вероятно, что Иматра и окружающие населённые пункты могут применять эту трансформацию себе на пользу, в том числе перестроить свою экономику под потребности пожилого населения.
По словам экономиста, у пожилого населения всегда есть пусть и небольшой, но стабильный доход. А жители Финляндии на пенсии живут, как правило, ещё и с накоплениями. Поэтому, по мнению Конягиной, финские СМИ сгущают краски.
– Да, трансформация экономики региона должна произойти, а насколько она будет позитивной или негативной, мы увидим. Я в данном случае не сгущала бы краски, я знаю, что финны в этом смысле люди очень предприимчивые и могут неплохо перестроить экономику этих регионов, – говорит эксперт. – Поэтому очень жаль, что экономические связи оборвались, будет тяжёлый период адаптации, а вот результаты трансформации мы увидим через пару-тройку лет.