Финляндия – одна из тех европейских стран, которая в отношениях с Россией пытается усидеть на двух стульях. С одной стороны, бизнес Суоми сворачивает присутствие на нашем рынке. В то же время страна не отказывается от российских энергоносителей и остаётся едва ли не последним окошком для россиян в Шенгенскую зону.
Единственный прямой путь из России в Европу
До пандемии Финляндия была одним из самых популярных туристических мест для россиян. В 2019 году в нашу страну приехали чуть меньше одного миллиона жителей Суоми. Финляндию решили посетить 3,6 миллиона россиян.
Правда, уже в 2020 году число поездок из России в Финляндию и из Финляндии в Россию сократилось в пять раз. Но всё равно по количеству туристических поездок Финляндия оставалась в первой пятёрке стран после Абхазии, Турции и Украины. На пятом месте находился Казахстан.
Для многих жителей Санкт-Петербурга и Ленобласти Финляндия была едва ли не дачей, куда ежедневно курсировали десятки автобусов и поездов. Поезда ходят и сейчас.
Страна не только не стала запрещать курсирование скоростных «Аллегро». Их число, напротив, увеличилось. Уехать из Санкт-Петербурга в Хельсинки можно менее чем за 30 евро.
Правда, билеты купить сложно, поезда едут переполненными. Это объяснимо: сейчас «Аллегро» – единственный прямой путь из России в Европу. Каждый день в Хельсинки едут два поезда, рассчитанные на 350 человек.
Они не курсировали из-за ковида полтора года, рейсы возобновились в декабре 2021 года. Туризм тогда был под запретом. Допускали только пассажиров с «особыми причинами». Это, например, лечение, обучение, наличие зарубежной недвижимости.
«Аллегро» в равных долях принадлежит «Российским железным дорогам» и государственной железнодорожной компании Финляндии VR. С просьбой сохранить поезд к финской организации обратились власти Евросоюза. Причём они мотивировали это решение тем, что должен быть путь, по которому россияне могут покинуть страну в направлении Запада.
Лапландия недосчитается российского туриста
Путешествовать на «Аллегро» могут только граждане России или Финляндии. Пока лишь обсуждается, чтобы поезда стали доступны и для жителей других стран Евросоюза. Естественно, россиянам нужны действующая Шенгенская виза и справка о вакцинации иностранной вакциной или выздоровлении.
Как заявила в интервью Time директор по финско-российским пассажирским перевозкам компании VR Виктория Хурри, две трети пассажиров «Аллегро» – россияне. Они везут с собой много багажа. Можно предположить, что это люди, которые хотят остаться в Евросоюзе.
Правда, это не так-то просто. Чтобы остаться жить в Финляндии или любой другой стране Евросоюза, нужен европейский паспорт или вид на жительство (такие имеются примерно у 700 тысяч россиян). Туристическая виза даёт право на постоянное пребывание в стране не дольше 90 дней.
Путешествовать на поездах «Аллегро» могут только граждане России или Финляндии.Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Финские туроператоры уже ждут резкого сокращения туристического потока из России в Финляндию. И боятся падения выручки. Особенно это затронет популярные у россиян северные провинции. Например, Лапландию.
Финны уходят с продуктового рынка
Финляндия оставалась одним из главных экономических партнёров России. По данным Ростаможни, за прошлый год торговый оборот двух стран впервые в истории превысил 13 млрд долларов. Это на 22 процента больше, чем в 2020 году.
Причём сальдо внешнеторгового баланса положительное: Россия вывозит в Финляндию почти втрое больше, чем импортирует. Правда, такой дисбаланс в первую очередь связан с тем, что Суоми зависит от поставок российских энергоносителей, – нефти и газа.
Помимо этого, Россия вывозит в Финляндию металлы (никель и сталь), древесину и пиломатериалы, а также удобрения. В обратном направлении идёт продукция с большей добавленной стоимостью: бумага и картон, лаки и краски, тепловое и электрическое оборудование.
Пока что об ограничении закупок российских товаров в Финляндии не говорят. Эмбарго на энергоносители приведёт к экономической катастрофе: заместить российские газ и нефть будет просто нечем.
Между тем финские компании уже отказываются от работы в России. Среди них, в частности, продовольственная корпорация Fazer.
2 марта она объявила, что перестаёт экспортировать зерновую, хлебобулочную и кондитерскую продукцию в Россию (это примерно 12,5 млн евро в год). А спустя четыре дня Fazer заявила, что прекращает все операции в России, где у компании есть четыре хлебопекарни. Из них три – в Санкт-Петербурге.
Работает в компании 2344 российских сотрудника. В прошлом году продажи Fazer в России составили 157,4 млн евро – это почти 14 процентов всех продаж финской компании. Но даже такой долей рынка она готова пожертвовать. Хотя гендиректор группы Кристоф Вицтум заявил: «Серьёзные последствия не позволили нам выйти [с рынка] так быстро, как нам бы хотелось».
У корпорации Fazer есть четыре хлебопекарни, из них три – в Санкт-Петербурге.Фото: Владимир Гердо/ТАСС
Об уходе из России объявил финский производитель кофе Paulig, у которого есть ростерный завод в Твери (около 200 работающих). Также компания отказалась от экспорта продукции в Россию, на которую приходилось 5 процентов чистых продаж.
Корпорация Valio, производящая молочные продукты, тоже объявила об уходе с российского рынка. Правда, без конкретики. Как сообщает российское подразделение концерна, «в настоящее время операционная деятельность в России продолжается, компания поддерживает функционирование производства и логистических операций, обязательства перед клиентами, партнёрами и сотрудниками».
Российских сотрудников в Valio, кстати, около 400, а годовые продажи превышают 85 млн евро. У компании, которая работала в России больше 100 лет, есть завод плавленых сыров в Подмосковье.
И Paulig, и Valio, и Fazer входят в сотню крупнейших финских компаний.
Не будет новых лифтов и кормов для рыб
Временно приостановила поставки в Россию финская машиностроительная компания Kone. На российский рынок она поставляет лифты и эскалаторы. Хотя обслуживать уже установленное оборудование финны будут. В российском подразделении компании, на которое приходится около одного процента глобальных поставок Kone, работает 650 человек.
Приостановили поставку на российский рынок финские производители бумаги и картона Stora Enso, Sappi и UPM. Но это не слишком значительно: скажем, UPM сообщает, что на Россию приходилось лишь около 1 процента продаж.
А вот что уже отразилось на российском рынке, так это уход финской Kemira Oyj, которая производит хлорат калия, – отбеливатель для офисной бумаги.
На Россию приходится около 3 процентов годовой выручки финской компании или 75 млн евро.
Но дело не в деньгах, а в том, что из-за прекращения поставок отбеливателя уже приостановил работу Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат в Ленобласти. Он производит бумагу под маркой SvetoCopy (марка, кстати, американская и принадлежит компании Sylvamo).
В России цены на офисную бумагу уже взлетели в разы. Национальный союз лесопромышленников успокаивает: эффект временный, дефицита бумаги не будет. Но какова будет стоимость?
Рвут с Россией связи и финские ритейлеры. Сеть супермаркетов Kesko объявила, что отныне не будет закупать никакую российскую продукцию. Не очень ощутимый удар, учитывая, что ещё в 2018 году Kesko полностью ушла с российского рынка бакалеи, строительных материалов и товаров для дома.
Отказалась экспортировать в Россию товары компания Raisio. Она производит, в частности, корма для рыб, причём, как сообщает производитель, 65 процентов всех продаж приходились именно на Россию. В подразделении Raisio трудится 30 человек.
Девелоперы YIT и S-Group (последняя владеет в Санкт-Петербурге супермаркетами Prisma и отелями Sokos) тоже объявили об уходе с российского рынка. Скажем, YIT, у которой в России работает 1500 человек, не будет больше инвестировать в новые проекты. Финны заработали в России в прошлом году 204 млн евро – это 7 процентов всего оборота.
Социальная ответственность по-фински
Впрочем, сбегать из России собираются далеко не все финские компании. Энергогигант Fortum и его «дочка» Uniper объявили, что бизнес сворачивать в нашей стране не будут.
«Производство электроэнергии не подпадало под санкции, и поэтому на нашу деятельность это напрямую не повлияло», – говорится в сообщении финской компании, которая управляет в России 12 электростанциями с 7 тысячами сотрудников.
Не будет сворачивать бизнес в России и один из крупнейших в мире производителей автомобильных шин Nokian Tyres. Компания в коммюнике объявила, что её завод в Ленинградской области продолжает работу.
Хотя и увеличились сроки отгрузки товаров клиентам, но исключительно из-за логистических проблем.
«Мы смогли выполнить заказы клиентов, несмотря на проблемы в цепочке поставок», – социально ответственно сообщает Nokian Tyres, у которого в России работает 1600 человек.
Такому бизнес-подходу стоило бы поучиться другим финским производителям, сбегающим с российского рынка и оставляющим на произвол судьбы тысячи сотрудников.