Уже месяц на границах Белоруссии, Литвы и Калининграда стоят многокилометровые очереди. Водители грузовиков по 10 дней ожидают на трассе возможности пройти через границу. Литовская сторона превратила транзит в «итальянскую забастовку», и началось это задолго до российской спецоперации на Украине.
Беженцы как предлог
Сегодня на фоне всех санкционных ограничений и военной риторики есть логичные опасения, что коллективный Запад попытается блокировать Калининградскую область. Логистическая возможность у них есть. Частичная блокада уже состоялась. Тем не менее 27 февраля глава правительства Литвы Ингрид Шимоните заявила, что решение по транзиту в Калининградскую область может принять только Евросоюз. И пока эта мера не обсуждается.
Соглашение ЕС и России 2003 года гарантировало облегчённый транзит с континентальной части нашей страны через границу Литвы в Калининградскую область. Гарантии в существующих условиях явно нарушены.
Первые угрозы закрыть пункты пропуска на границе с Белоруссией прозвучали со стороны Литвы ещё 26 ноября в период обострения кризиса с беженцами, оказавшимися на белорусской границе. После этого увеличились количество проверок и время досмотра транспорта. Несколько сотен граждан Ирака, Сирии, Афганистана через Белоруссию пытались проникнуть в страны ЕС. Мигрантов вывезли обратно на их исторические территории, но пограничный кризис остался.
23 ноября 2021 года. Скопление грузового транспорта на белорусско-литовской границе у пункта пропуска «Привалка».Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Буквально накануне исторического заседания Совета безопасности России 22 февраля «Балтийский деловой клуб» обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину. В письме говорилось о том, что из-за ситуации на границе у Калининградского бизнеса начали закачиваться складские запасы, останавливаются конвейеры непрерывных производств, затруднён вывоз на континент произведённых товаров.
«Это всё отражается как на экономике наших предприятий, так и на водителях, которые стоят в очереди на границе по две-три недели, не имея никаких условий для нормальной жизни», – говорилось в письме «Балтийского делового клуба».
На пунктах пропуска к моменту написания письма скопилось более двух тысяч машин. А пока Литва обменивалась угрозами с Белоруссией, Латвия усугубила ситуацию, сообщив, что у них сбой в программном обеспечении, поэтому они будут пользоваться калининградскими пунктами пропуска в качестве альтернативы. Рейсооборот между Калининградом и Москвой после этого составил 20 суток. Так выглядела ситуация до начала спецоперации на Украине. Что происходит в Калининграде сейчас?
Там, на острове
Губернатор Антон Алиханов выступил с видеообращением к калининградцам. Он сообщил, что как только закрылось воздушное пространство над Калининградом, начал действовать альтернативный воздушный маршрут. Если цены на авиаперевозки будут повышаться, правительство региона получит федеральную поддержку.
Глава региона заверил, что за последние 10 лет была построена вся необходимая инфраструктура, и при самом плохом развитии событий энергетического кризиса не случится. Есть возможность функционировать в режиме «энергетического острова». Электростанции построены, персонал обучен.
«Никаких проблем с жизнедеятельностью у нас нет и не будет, мы готовились к этому сценарию».
Антон Алиханов
губернатор Калининградской области
Вопрос с транзитом грузов губернатор обсудил в федеральном центре, и Белоруссия согласилась принять дополнительные меры, чтобы именно калининградским перевозчикам облегчить режим прохождения через пункты пропуска. Есть паромная переправа с Ленинградской областью, и на днях заработает ещё один паром.
Продовольственная безопасность по большей части обеспечивается самим регионом. В регионе расширяются посевные площади, все меры поддержки сохраняются в полном объёме и даже будут увеличены. Отменятся ряд ограничений, возобновляется плановая медицинская помощь, МФЦ начинают работать в очном формате.
Закройте номера на всякий случай
Переговорные усилия Антона Алиханова сегодня уже начали приносить свои плоды. Генеральный директор ООО «ДВС Транспорт» Леонид Степанюк сообщил «Октагон.Северо-Запад», что уже заметны изменения:
– Уже по пять-шесть суток машины стоят в направлениях выше Латвии. На прямых переходах ситуация чуть похуже, – отметил Степанюк.
Генеральный директор транспортной компании считает, что сейчас важны усилия не столько с европейской стороны, сколько с российской и белорусской. В настоящий момент Литва организовала отдельный коридор для калининградского транспорта, а вот с российской стороны такого отдельного коридора нет. Водители вынуждены не только стоять в общей очереди через границу, но ещё и проходить повторный полный досмотр груза, взвешивание и ветеринарный контроль.
– Региональное правительство, губернатор, предпринимательское сообщество – мы бьёмся на всех площадках, выдвигаем наши инициативы. Что мешает белорусской стороне сделать отдельный коридор для калининградского транспорта? – спрашивает Степанюк.
«Ребята водители страшно злятся. Говорят, понятно, что с той стороны происходит, но наши, свои же, зачем нас имеют?»
Леонид Степанюк
генеральный директор ООО «ДВС Транспорт»
По словам генерального директора, нагрузка и психологическое давление на водителей компаний возросли многократно.
– У меня водители на грани нервного срыва. Они же как на передовой. Их там всячески унижают, оскорбляют, они пересекают границу, а их тут свои досматривают так, как будто мир во всём мире, – высказывается директор компании.
Бизнес-сообщество пытается добиться правительственного распоряжения об упрощении досмотра при пересечении границы. К текущей ситуации относятся с пониманием и готовы пользоваться альтернативными маршрутами доставки. По словам Леонида Степанюка, в тестовом режиме с 4 марта начинает работу новый железнодорожный паром. На него транспортные компании будут заводить автопоезда.
«Октагону» удалось дозвониться до водителя российской грузовой фуры Светланы Лисиной. Она во время нашего звонка находилась на дороге из Европы в Калининград.
– Русских водителей в Европе со стоянок начали выгонять. Ну какая разница из какой страны? Мы такие же водители! Зашли в магазин, а нам добрая женщина говорит: «Вы номера на всякий случай закройте. Люди злые на русских». Через Париж мы ехали с замазанными номерами. Там забастовки, митинги. Как по мне, так на эти протесты выходят бездельники, которым работать не хочется, – рассказала Лисина.
Антироссийская активность вынуждает водителей в Европе замазывать российские номера.Фото: Andy Rain/EPA/TASS
Светлана пожаловалась, что вынуждена ехать, не останавливаясь. Банковские карты оказались заблокированы. Еду и топливо в дороге она покупает на те наличные, которые успела снять до санкций. Что её ждёт на границе, она пока не знает.
Ещё один наш собеседник, калининградский предприниматель, пожелал сохранить инкогнито. Он объяснил, что делать громкие заявления сейчас неразумно. На это могут обидеться страны Прибалтики.
Да, в публичном пространстве все делают категоричные заявления, но на самом деле та же Литва не хочет вводить никакие ограничения для Калининграда. Во-первых, тут очень много ассимилированных семей. В городе Советске живут люди с литовскими фамилиями. Во-вторых, товарооборот с этими странами всегда был значительным для Калининградской области и торговые связи сохранялись, несмотря на смены политических курсов. И сегодня по обе стороны границы люди надеются, что всё ещё может вернуться в состояние нормальных торговых добрососедских отношений.