В современной России практически каждый инвестиционный проект вызывает настороженность жителей территории, на которой его планируют реализовать. Планы по строительству завода по производству метанола на землях, примыкающих к Ненецкому природному заповеднику, вызвали тревогу общественности.
Ядерный взрыв в тундре
Кумжинское газоконденсатное месторождение (ГКМ), открытое в 1973 году, расположено в дельте реки Печоры к северо-востоку от Нарьян-Мара. Запасы природного газа – около ста миллиардов кубометров.
Промышленной добычи газа Кумжинского ГКМ никогда не проводилось. Причиной тому катастрофа, которая произошла в ходе бурения наклонной скважины «Кумжа-9», – выброса газа под высоким давлением в 1980 году. Вспыхнул 150-метровый факел, который долго и безуспешно пытались тушить. Чтобы сдвинуть геологические пласты и перекрыть скважину, решили взорвать на глубине 1,5 тыс. метров ядерный заряд мощностью 37,6 килотонны. Однако ошиблись в расчётах, и взрыв произошёл почти в километре от скважины. Газ снова стал фонтанировать, нефтяникам пришлось вернуться к традиционным методам тушения газовых факелов.
Ликвидировать аварию удалось только в 1987 году. Кратер, образовавшийся на месте ядерного взрыва, обваловали, отсыпали высокие дамбы.
Экологические последствия были значительными. Кроме того, до сих пор существует опасность самопроизвольного взрыва из-за повышения внутрипластового давления. Чтобы этого избежать, эксперты рекомендовали начать промышленную добычу газа на Кумжинском ГКМ.
В деле – большой бизнес
В 2009 году московская компания «СН-Инвест», входящая в группу компаний Alltech, выиграла конкурс на право пользования Кумжинским месторождением, однако никаких работ на ГКМ не велось.
Спустя десять лет владелец группы Alltech Дмитрий Босов покончил с собой. Тогда его состояние оценивалось в 1,1 млрд долларов, предприниматель занимал 86 место в рейтинге Forbes. Наследники миллиардера продали проект «Печора СПГ» бизнесмену и политику Виталию Южилину, который в 2012 году находился на 173 позиции в списке Forbes, его состояние оценивалось в 600 млн долларов.
«Коммерсантъ» называет цену сделки около 100 млн долларов США и отмечает, что Южилин собирается построить в районе Кумжинского месторождения завод по производству метанола и протянуть газопровод до побережья Баренцева моря в район посёлка Индига.
Владелец Кумжинского месторождения Виталий Южилин в 2012 году, когда его состояние оценивалось в 600 млн долларов.Фото: Валерий Левитин/РИА Новости
В АО «СН Инвест» рассказали «Октагон.Северо-Запад», что инвестор действует в рамках «Стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».
– Экономика проекта сложная, проект затратный. Реализовать его на собственные средства инвестора без поддержки государства и сотрудничества с банками невозможно. Нами будут использоваться все финансовые инструменты поддержки инвестиционных проектов. Инвестиции могут составить более 200 млрд рублей, – отметили в «СН Инвест».
Люди волнуются
История Кумжинского ГКМ и катастрофы, произошедшей в 80-е годы прошлого века, заставляют жителей НАО с тревогой относиться к планам инвестора.
«Под прикрытием коронавирусных ограничений власть сегодня проведёт дистанционные общественные слушания по вопросу строительства метанолового завода на Кумже вблизи заповедных территорий. Что такое метанол и какое негативное воздействие на экологию он несёт, знает любой школьник. Более того, поговаривают, что ради интересов инвесторов проведут дноуглубительные работы на реке Печоре, что грозит гибелью всей водной экосистеме округа», – опубликовали призыв в соцсетях активисты.
На самом деле в минувшую среду на суд общественности были представлены всего лишь проект вахтового жилого комплекса и предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду.
Докладчик отрапортовал, что растений и животных, занесённых в Красную книгу, в районе месторождения нет, выбросов в воду, воздух и землю не планируется. Можно поверить, что проект строительства посёлка вахтовиков дикой природе не навредит, но участники общественных слушаний потребовали оценить риски для окружающей среды всего проекта по схеме «Скважина – трубопровод – завод по производству метанола».
На кону – судьба заповедника
Координатор проектов Баренц-отделения WWF России в Ненецком автономном округе Сергей Уваров рассказал «Октагон.Северо-Запад», что информация о том, какой именно проект будет реализовываться, скрыта от общественности.
– Если сопоставить цепочку публикуемой ранее информации, можно сделать вывод, что речь идёт о добыче газоконденсата на Кумжинском месторождении, строительстве завода в дельте реки Печоры для производства метанола и отгрузке этого метанола куда-то. Куда – пока не ясно, – говорит Сергей Уваров.
«WWF считает, что в случае принятия решения о разработке месторождения весь проект освоения должен быть представлен общественности НАО и Республики Коми, тогда можно будет оценить потенциальный риски для людей и природы».
Сергей Уваров
координатор проектов Баренц-отделения WWF России в НАО
На территории заповедника «Ненецкий» находится крупный очаг воспроизводства и линьки водоплавающих птиц, в том числе редких: малого лебедя, сапсана, кречета, орлана-белохвоста и других. Это место миграции и нагула самой крупной популяции атлантического лосося (сёмги), нельмы, омуля и других сиговых рыб. Кужминское месторождение примыкает к южной границе заповедника, это самое сердце территории.
Решение – за экспертами и жителями
Инвестор – компания «Русхим» – рассматривает два варианта реализации проекта. Либо займётся только разработкой месторождения, либо будет принято решение о строительстве химкомбината.
– В феврале этого года мы презентовали в НАО первоначальную конфигурацию проекта. Планировалось протянуть газопровод от месторождений до химкомбината, построить химзавод в посёлке Индига, создать морской терминал на мысе Румяничный для дальнейшей отгрузки готовой продукции покупателям в Европу и Азию по Северному морскому пути. Мы отказались от данного варианта, эта экономическая модель не работает, – пояснили «Октагон.Северо-Запад» в ООО «РусХим». – Сейчас рассматривается вариант строительства химкомбината в посёлке Красное. Будет он принят за основу или нет, зависит от ряда факторов. Во-первых, надо просчитать экономическую выгоду. Но главное – получить экспертное заключение о возможности строительства завода с соблюдением всех экологических норм и без нанесения вреда окружающей среде.
Руководитель департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа Альберт Чабдаров заверил «Октагон.Северо-Запад», что инвестпроект будет реализован, только если его экологическая составляющая получит одобрение жителей НАО.
«Позиция губернатора Ненецкого автономного округа Юрия Бездудного очень проста: если инвестиционный проект не устроит жителей округа, если риски для природы превысят потенциальную пользу от инвестпроекта, он реализован не будет».
Альберт Чабдаров
руководитель департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО
– Мы жёстко потребуем от инвестора соблюдения действующего законодательства по охране окружающей среды, – сказал «Октагон.Северо-Запад» Альберт Чабдаров.
Позиция законодательной ветви власти полностью совпадает с мнением губернатора. От инвестора потребуется детально проработать проект и убедить общественность в том, что он не нанесёт вреда заповеднику «Ненецкий». Пока ему это не удалось. НАО может себе позволить жёстко осадить инвестора. Как пояснили «Октагон.Северо-Запад» в правительстве НАО, добыча нефти в округе уверенно держится на уровне 13 млн тонн в год.
Как стало известно «Октагон.Северо-Запад» из собственных источников, скоро суда Севморпути переведут на высокоэкологичный тип топлива – метанол. А это готовый рынок сбыта. Экономическая выгода понятна, дело – за экологическим контролем.