На почве неприятия федерального закона о Fan ID – паспорте для футбольных болельщиков – совместно выступили фанаты «Спартака», ЦСКА и «Зенита» при участии региональных фанатов. Условный «Невский фронт» «Зенита» стал застрельщиком этой кампании. Постоянно враждовавшие ранее друг с другом фанаты из Петербурга и Москвы встали единой оппозицией к действующей власти.
Задолго до пандемии коронавируса у футбольных матчей была низкая посещаемость, сказал «Октагон.Северо-Запад» адвокат Юрий Рейзер, футбольный судья в Московской федерации футбола. По его словам, аншлагов на своих матчах давно не видел «Зенит». В Москве плохо ходят на матчи ЦСКА и «Спартака» – брендовых команд столицы России. Паспорта для болельщиков рискуют сделать матчи убыточными. Если на матч никто не ходит, зачем командам вообще играть, а государству содержать футбольные стадионы олимпийского уровня? Рейзер напомнил, что специально к чемпионату мира 2018 года в Петербурге построили стадион «Зенит-Арена» и прилегающую к нему станцию метро.
Задача Fan ID – предотвращать на матчах угрозы для общественной и государственной безопасности. Об этом ранее заявил на заседании комитета Госдумы по физкультуре и спорту Евгений Ревенко. Единоросс из Дагестана Султан Хамзаев предложил поощрять владельцев ID бесплатными билетами на матчи сборной России как наиболее дисциплинированных и законопослушных фанатов.
Нельзя судить о фанатской среде по насаждаемым масс-медиа стереотипам, говорит Рейзер.
– Все, кто ходит на футбол, знают, что проблем с безопасностью на матчах в России нет уже 15–20 лет. Нарушителя порядка на стадионе сразу вычисляют и наказывают. Фанаты на матчах – это кричалки, редкие поджиги файеров, шумовая поддержка любимой команды. Всё это очень здорово, так как привлекает внимание к матчам и футболу вообще. Фанаты сидят в своих отдельных секторах. О том, что там делается, давно все в курсе. Если на фанатских трибунах будет форс-мажор, матч прервут. Отдельный вопрос – ID как способ предотвращения ненормативной лексики на стадионах, – говорит Юрий Рейзер.
Нецензурщины куда больше на центральных трибунах, где фанаты не сидят. Мат – не проблема фанатов, а болезнь российского общества в целом, указывает Рейзер.
«Пусть авторы закона про ID съездят в Питер, послушают, как матерится далёкая от футбола питерская молодёжь. Для борьбы с матом в общественных местах давно существует КоАП».
Юрий Рейзер
адвокат, футбольный судья в Московской федерации футбола
Фанатское движение не является рассадником неонацизма, говорит Рейзер. По его словам, все нациствующие и близкие к ним элементы давно из фанатской среды вычищены. Фанатские сообщества (на жаргоне болельщиков – фирмы) лояльны к действующей российской власти. Однако, как считает эксперт, введение ID рискует поставить фирмы в оппозицию к властям. На Украине в 2014 году фанаты вышли на Евромайдан во многом потому, что МВД страны при Викторе Януковиче их прессовало. Антиправительственные выступления фанатов из Белоруссии в 2020 году – ответная реакция на соответствующую политику Минска.
Почётный президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков заявил: раз фанаты бойкотируют матчи из-за ID, футболисты будут играть и без них. Но благодаря фанатам на матчи распродаются десятки тысяч билетов, делается реклама матчам и участвующим в них командам, повышается общественный интерес к российскому футболу.
– Заявление Колоскова после этого несостоятельно. Убери фанатов с матчей – будет игра при пустых трибунах, – считает Рейзер.
Fan ID оформляется через портал госуслуг. Фанатское движение сосредоточено в мегаполисах, где интернет-провайдеры перегружены запросами, из-за чего «Госуслуги» не успевают обрабатывать заявки.
Болельщики держат плакаты с перечёркнутой надписью «Fan ID» во время матча 27-го тура чемпионата России по футболу.Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости
– Допустим, что оформление ID занимает не час, а минуту, – эта процедура всё равно унизительна. Многие фанаты сравнивают её с оформлением аусвайсов – пропусков на оккупированных нацистами территориях СССР. В современной России, которая по Конституции – демократическое правовое государство, гражданин РФ с семьёй может пойти свободно в кино или торговый центр, но для семейного похода на футбол ему нужно оформлять «аусвайсы» на всю семью. Не только фанат, но и любой «кузьмич», как фанаты называют простых болельщиков, сочтёт этот порядок унизительной мерой. По статье 27 Конституции России любому находящемуся законно в нашей стране человеку гарантируется полная свобода передвижения. Если человек никуда не едет, не летит, не собирается посещать закрытые учреждения и мероприятия, а хочет сходить на стадион в своём городе, ему незачем предоставлять личные данные третьему лицу, – поясняет Юрий Рейзер.
По словам эксперта, в России давно существует практика фиксирования постоянных посетителей матчей – через продажу абонементов на матчи футбольными клубами. Из года в год одни и те же люди покупают абонементы, этих людей в клубах знают. Данная практика – доверительные отношения между болельщиком и его любимым клубом, указывает Рейзер. Fan ID является принудительной декларацией личных данных.
Разрешительный характер похода на футбол равен аналогичному характеру по другим видам досуга, что является нарушением Конституции России и базовых прав человека, подытоживает Рейзер.
Авторам закона об ID надо равняться на Великобританию, сказал корреспонденту «Октагон.Северо-Запад» доцент факультета международных отношений и регионоведения Российского государственного гуманитарного университета Вадим Трухачёв, бывший сотрудник Олимпийского комитета России. На родине футбола фанатские беспорядки пресекаются без ID: полицией, службами безопасности команд, внутри фанатских фирм, говорит эксперт. В Великобритании не продают билеты на футбол хулиганам-рецидивистам. В некогда знаменитом фанатскими погромами лондонском районе Тоттенхэм сейчас спокойно. Как и на российских матчах.
– Авторы закона про ID застыли в представлениях рубежа 1990-х и нулевых годов. Одобряющие закон депутаты Госдумы – бывшие спортсмены, не знающие футбола, – говорит Вадим Трухачёв.
«В российской большой политике нет сильного футбольного лобби. Даже Алексей Миллер не может помочь нашему футболу, хотя спонсор “Зенита” – “Газпром”. В целом в России футбольное фанатство развито только в Москве, Петербурге и в южных регионах».
Вадим Трухачёв
доцент факультета международных отношений и регионоведения Российского государственного гуманитарного университета
Fan ID может работать только на чемпионатах Европы или мира, поясняет эксперт. Для отечественной футбольной текучки эта мера вредна. Российский футбол после ввода ID станет ещё более убыточен. Футбольные функционеры привыкли сидеть на игле государственных денег, в то время как крупные зарубежные клубы самоокупаемы, поясняет Трухачёв. Убыточный и при этом популярный футбол – нонсенс. Господдержка нужна только детско-юношескому и любительскому футболу, «Зенит» или «Спартак» способны выжить сами, как, например, «Манчестер Юнайтед». Образец эффективной господдержки футбола для России – Дания, чья сборная гораздо сильнее российской, говорит Трухачёв. Сближению любительского футбола с большим футболом поможет и ныне забываемый опыт советского спорта.
Подоплёка у закона про ID, скорее всего, сугубо монетарная, поясняет эксперт. На внедрение и апробацию этого цифрового продукта зарезервировано около 800 млн рублей бюджетных денег. По тому же принципу – сначала закон, потом цифровой продукт к нему – в 2016 году принимался Госдумой «антитеррористический пакет» Ирины Яровой, вызывающий до сих пор массу нареканий.