Северо-Запад рискует испортить благополучную статистику по реализации в России национального проекта (НП) «Культура», предполагают в Правительстве. Карелия, Коми и Мурманская область дают куда более худшие показатели по реализации НП, чем заданные в нацпроекте. Культура и досуг в этих регионах – невольные заложники системных либералов из социально-экономического блока Правительства России.
План по строительству патриотизма до 2030 года
«Национальная программа в сфере культуры должна получить сильное региональное измерение, стимулировать повышение качества и разнообразие культурной жизни в малых городах и посёлках страны», – заявил в декабре 2018 года Владимир Путин во время своей пресс-конференции.
Запущенный в 2019 году нацпроект «Культура» состоит из модулей «Культурная среда» (КС), «Творческие люди» (ТЛ) и «Цифровая культура» (ЦК). Задача модуля КС – создание к 2024 году значительно более современной и качественной сферы культуры и досуга по всем регионам России. Модуль ТЛ – создание условий для реализации творческого потенциала каждого россиянина – от москвича или петербуржца до жителя маленького села. ЦК – цифровизация услуг в учреждениях культуры, вывод в интернет всех уникальных достижений российской провинции в сфере духовно-нравственного воспитания.
Центр внимания трёх модулей – библиотека, школа искусств, Дом культуры в пределах шаговой доступности от гражданина любого возраста.
Как ранее отмечали многие эксперты, НП «Культура» должен был превратить российское общество из скопища постсоветских человеко-атомов в полноценную нацию. Муниципальным домам культуры, школам искусств, библиотекам в этом нацпроекте уготована роль кузниц федерального значения, где создаются на локальном уровне духовные скрепы.
В паспорте НП «Культура» заданы плановые параметры по реализации всех положений нацпроекта в регионах к 2024–2030 годам. Так, к 2030 году по оцифрованным наработкам муниципальной сферы культуры должно быть не менее 690 млн обращений от пользователей. В библиотеках, домах культуры, школах искусств должно быть реализовано к 2030 году не менее 23 тыс. проектов по развитию гражданского сознания и патриотизма.
Смертельные гонки регионов на выживание
Карелия, Коми и Мурманская область – лидеры по оптимизации районных учреждений культуры в прошлые годы. В 2013 году прекратил своё существование Мурманский областной дом народного творчества. Его слили с областным дворцом культуры. В ходе реформы лишились работы более 60 процентов работников культуры Мурманска. В Кольском Заполярье таким же образом реформированы (фактически закрыты) многие учреждения, бывшие в советские годы флагманами культуры в регионе.
Сейчас мурманчане переживают за судьбу драмтеатра. Там в течение шести лет не могут закончить ремонт.
Многие учреждения, бывшие в советские годы флагманами культуры в регионе, реформированы или прекратили своё существование.Фото: Семён Майстерман/ТАСС
В 2018 году в Коми было решено оставить по одной школе искусств на каждый муниципалитет региона. Вследствие этого половина школ искусств в республике подлежали закрытию, их сотрудники – увольнению. Базовые критерии по этой селекции определил в свою бытность первым замглавы Минкультуры РФ предприниматель и деятель культуры Владимир Аристархов.
«В нулевые годы большинство школ искусств, а почти все они являются муниципальными, снизили качество образования и превратились в досуговые центры. Произошёл отток кадров, снизилось качество подготовки детей, ухудшилось состояние учреждений», – заявил Аристархов в апреле 2018 года, выступая на Северном культурном форуме в столице Коми Сыктывкаре.
На этом форуме было объявлено: чтобы сохранить школы искусств как первичную, базовую часть трёхуровневой советской системы дополнительного образования детей и подростков, они должны быть выведены из муниципального ведения и финансирования в региональное. Реализация этого направления в последующие годы повлекла увеличение финансирования от субъектов РФ в сферу районной культуры в основном за счёт федеральных дотаций. Однако перевод со скудного муниципального финансирования на более сытое региональное – привилегия только тех учреждений культуры, которые пройдут у региональных чиновников селекцию по эффективности.
– В ходе так называемых реформ авторства бывшего министра здравоохранения РФ Михаила Зурабова под сокращение шли все малокомплектные досуговые учреждения в муниципалитетах – вместе с поселковыми и сельскими больницами, фельдшерско-акушерскими пунктами. Декларировалось, что если из трёх-четырёх закрытых муниципальных больниц или школ искусств сделать одну, то это повысит качество оказываемых услуг. Но получили катастрофу. Исчезли фельдшерские пункты и дома культуры в малых муниципалитетах – люди оттуда стали выезжать. Потом по цепной реакции стала умирать жизнь в населённых пунктах, которые находятся по соседству с обезлюдевшими, – рассказал «Октагон.Северо-Запад» общественный деятель Николай Каклюгин.
«Итог – начинает умирать административный центр региона, а потом и сам регион».
Николай Каклюгин
общественный деятель
Количество и качество учреждений культуры и досуга в регионах зависят от того, как обстоит ситуация с рождаемостью и смертностью, миграцией, отмечает Каклюгин. По словам эксперта, катастрофическая ситуация в данной сфере особенно характерна для периферии Северо-Западного федерального округа РФ. Слова эксперта подтверждают данные Росстата на весну 2020 года. Согласно Росстату, в 2017–2020 годах целый ряд регионов СЗФО стали «чемпионами» по убыли населения.
– Псковщина – страшный, депрессивный регион. Оставшиеся без культуры и досуга псковичи спиваются и гибнут. Похожий пример – периферия Архангельской области, уникального исторического региона, где в теории можно и нужно жить и работать. Оптимизация социальной сферы привела к тому, что в малых муниципалитетах России оказались на грани выживания ещё действующие дома культуры и библиотеки, – отметил в разговоре с «Октагон.Северо-Запад» Николай Каклюгин.
Северо-Западу не повезло с курортами
От того, является регион дотационным или нет, сегодня во многом зависит профессионализм местных работников культуры, говорит Каклюгин. По словам эксперта, в Краснодарском крае региональные власти уделяют достаточно внимания повышению квалификации сотрудников районных библиотек и других учреждений культуры. Поскольку сейчас спрос на бумажные книги упал из-за перевода литературы в электронный оборот, в библиотеках Кубани по инициативе региональных властей создаются инновационные культурно-просветительские площадки для взрослых и детей.
Библиотекари ведут с кубанцами курсы по противодействию наркомании, алкоголизму, подростковым группам смерти в интернете.
В менее зажиточных, чем Кубань, регионах СЗФО о таком могут только мечтать.
В ходе реализации НП «Культура» нужно обратить внимание на состояние системы повышения квалификации в сфере дополнительного образования, методическое обеспечение, сохранение профессиональной мотивации, говорит Каклюгин. Оптимизация разрушила на муниципальном уровне методическую систему, профессиональную переподготовку в сфере культуры и дополнительного образования. Вследствие этого работники в ряде регионов России оказались совершенно не готовы к противостоянию «Синему киту», АУЕ* (криминальная субкультура, запрещённая в РФ, включена Минюстом в перечень экстремистских организаций) и «колумбайнам». В муниципалитетах до сих пор не в курсе того, как противостоять «солям» и другим видам наркотиков XXI века. Нет методических пособий на сей счёт, а их, по идее, должна поставлять в регионы Москва.
На синтетические вещества подсаживаются люди разного возраста
Почти девять тысяч жителей Санкт-Петербурга состоят на учёте в городской наркологической больнице. Заместитель главврача Елена Куркова сообщила о том, что рынок наркотиков в последние годы существенно изменился. Всё больше людей полностью подсаживаются на синтетическую соль. «Октагон.Северо-Запад» поговорил с экспертами и узнал, чем вредны синтетические наркотики, опаснее ли они других и что делать, если солевой наркоман находится с тобой поблизости?
Перейти к материалуЗарплаты в учреждениях культуры небольшие, а труд энергозатратный, отмечает Каклюгин. В этой сфере остаются работать на долгие годы только энтузиасты своего дела.
Умирает Инта – да здравствует Воркута?
Депрессивная Воркута – лидер антирейтинга по вымиранию населения и при этом один из самых развитых городов в плане культурной инфраструктуры.
– В Инте недавно закрыли последнюю работающую шахту – градообразующее предприятие города. Многие ведущие работники культуры из Инты переехали в Воркуту, работают там по специальности. Эти интинцы дали новую жизнь и без того богатейшему культурному наследию Воркуты. Кроме драматического и кукольного театров, библиотечной сети, музыкальных школ, училища культуры, кружков и секций, в советской Воркуте был театр бардовской песни «Баллада». После распада СССР воркутинская культурная жизнь уже далеко не та, что была, – рассказал корреспонденту «Октагон.Северо-Запад» глава центра арктического туризма «Русский экологический парк» Эдуард Петров.
«Но эта жизнь осталась, она держится силами энтузиастов».
Эдуард Петров
глава центра арктического туризма «Русский экологический парк»
Депрессивная Воркута – один из самых развитых городов Коми в плане культурной инфраструктуры, напомнил Петров. По его мнению, культурная жизнь в Коми намного лучше, чем в иных других регионах России.
Культурные достижения Воркуты рискуют сойти на нет в случае свёртывания в городе градообразующей отрасли – угольной. Воркута в таком случае повторит судьбу Инты, которая из процветающего города окончательно превратилась в город-призрак.
– Как обстоят дела в Воркуте, куда больше знают эксперты из Москвы, чем чиновники из правительства Коми в Сыктывкаре. Московские эксперты по Крайнему Северу постоянно контактируют с общественниками из Воркуты. В Сыктывкаре действуют по непонятным цифрам и проектам, составленным людьми, которые не имеют отношения к Коми, – подытожил Эдуард Петров.
* Организация запрещена в РФ.