Глава Коми Владимир Уйба и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский выбыли из президиума Государственного совета РФ. Он формируется по принципу ротации: одни губернаторы отрабатывают свой срок, затем их сменяют другие. Цыбульский и Уйба заседали в президиуме Госсовета с начала текущего года, их передвижение вполне выглядит как отпуск после ударного труда. Но, как выяснил «Октагон.Северо-Запад», механистическая ротация глав регионов внутри Госсовета может показывать, как оценивают губернаторов на Старой площади и в Кремле.
Губернаторы, которым не доверяют
Если исходить из буквы закона о Госсовете, Цыбульский и Уйба лишаются решающего голоса при формировании текущей повестки этого консультативного органа при Владимире Путине. Республика Коми и Архангельская область, опять же по закону о Госсовете, теперь имеют меньше аппаратных возможностей при формировании федеральной повестки.
В Национальном рейтинге губернаторов за июль-август текущего года Владимир Уйба оказался на 42-м месте, Цыбульский – на 58-м. Кроме управленческой эффективности, этот рейтинг берёт во внимание и отношение населения региона к своему руководителю. Как уже ранее отмечал «Октагон.Северо-Запад» в своих публикациях, «варяг» Уйба потерял доверие большинства жителей Коми уже в первый год своего правления. Он так и не смог воспользоваться статусом Арктической зоны, чтобы привлечь в Коми инвесторов. В минус главе республики пошли и его благие, на первый взгляд, меры: например, отмена народных гуляний в честь 100-летия Коми из-за роста в регионе случаев заболеваемости коронавирусом.
Непопулярный у населения Владимир Уйба, выбранный в качестве «паровоза» для местной «Единой России» на выборах-2021, не смог обеспечить единороссам своего региона чистой победы в Госдуме.
Александр Цыбульский сам предложил себя в роли «паровоза» архангельской ЕР на выборах-2021. Молодой (42 года), энергичный и дружественный к соцсетям губернатор Поморья в итоге не дал партии власти экстраординарных результатов. При достаточно высокой явке (более 41 процента), архангельское отделение «Единой России» смогло взять только 32,2 процента, что значительно ниже общефедеральной планки. Как и на выборах 2016 года, явку и голоса для ЕР в Поморье «подкрутил» архипелаг Новая Земля, где живут военные. Довольно много голосов забрали у ЕР и других парламентских партий местные «Новые люди», чей актив ранее в Поморье был неизвестен широкой общественности.
Цыбульский и его команда не смогли преодолеть многолетней постсоветской протестной силы в вверенном им регионе. Экологические протесты в Шиесе после сворачивания стройки мусорного полигона не выдохлись, а ещё более окрепли. Сейчас они переросли в войну против принудительной вакцинации и оправдываемых пандемией чиновничьих злоупотреблений.
Красивая картинка жителям гетто не нужна
Глава Архангельской области с первых дней своего губернаторства особое внимание уделяет благоустройству. Данная мера, кроме эстетического назначения, имеет ещё и социально-терапевтическое. В местных городах есть рассадники подростковой преступности. Считается, что если постсоветский «убитый» пригород или посёлок украсить скверами с ажурными фонарями, в этом месте улучшится социальное самочувствие. Эту американскую «теорию разбитых окон» начала 1980-х годов давно опровергли. Уличные цветники и скверы не помогают людям стать более благополучными. Однако в Поморье, а также в Коми, Ненецком округе и Карелии «теорию разбитых окон» пробуют как самое доступное лекарство для лечения криминогенных заболеваний, связанных с постсоветским крахом местного социального уклада.
Жителям Архангельской области важнее отопление в квартирах, чем благоустроенные дворы.Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Куда больше, чем цветники и скверы, жителей Архангельской области сейчас волнуют холодные батареи и отсутствие горячей воды в домах. Как показывает свежая региональная пресса, не готовы к холодной северной зиме не только отдалённые муниципалитеты региона, но и сам город Архангельск. Обслуживающий регион энергетический оператор оброс криминальными схемами. Администрация Цыбульского показала, что не может в краткие сроки покончить с коррупцией в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Такой результат был закономерен хотя бы потому, что управляющий офис архангельского ТЭК находится в Ярославле, где у Цыбульского власти нет.
Пандемия коронавируса показала, в какую дыру загнала Архангельскую область оптимизация регионального здравоохранения. Архангельск и Северодвинск – единственные города региона, где есть современные роддома. Повальные закрытия медучреждений привели к тому, что практически вся область вынуждена лечиться в Архангельске. В последних числах ноября жительница Новодвинска пожаловалась на странице Цыбульского «ВКонтакте» на плачевную ситуацию со здравоохранением в родных местах. В городе нет не только своей больницы, но и станции скорой помощи, медицинской лаборатории. Единственная в Новодвинске поликлиника закрыта на долгосрочный капремонт. Но, увы, ни Цыбульский, ни его пресс-служба жителям в соцсетях не отвечают.
Системе нужны сильные губернаторы
Выбывание Уйбы и Цыбульского из президиума Госсовета может быть скрытым указанием Москвы на то, что требования к губернаторам значительно ужесточаются, считает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
– Люди, которые прежде казались удовлетворительными для своих должностей, смещаются или понижаются в негласной «табели о рангах». Возможно, будет ещё немало перестановок и в Совете Федерации, в губернаторском корпусе, будут меняться региональные аппараты у «Единой России», – сказал Колташов корреспонденту «Октагон.Северо-Запад».
«Итоги выборов в Госдуму, пандемия, осложнение внешнеполитической и внутренней обстановки в России и так далее диктуют федеральному центру новую парадигму. А именно то, что вертикали власти нужны люди, которые не просто умеют функционировать в системе, но и заставлять систему функционировать».
Василий Колташов
руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества
По словам эксперта, сегодня региональные элитные группы живут в парадигме девяностых и нулевых годов, где частные интересы стоят выше интересов федеральных. И самая главная проблема для Кремля – не оппозиционеры, а именно такие бизнесмены и чиновники.
– Этой прослойке не нужно претворять в жизнь социально ориентированные поручения президента России. Им непонятно, зачем надо бороться с засевшими в ряде регионов западными некоммерческими организациями (НКО), – отмечает Василий Колташов.
Деструктивное влияние зарубежных НКО – крайне актуальный вопрос для Архангельской области. Ориентированные на США агенты влияния из Норвегии с 1990-х годов хотят сделать Поморье «филиалом» НАТО. В списке почётных докторов архангельского Арктического федерального университета – умерший в 2018 году отец нынешнего генсека НАТО Торвальд Столтенберг, автор русофобской концепции фактического слияния Русского Севера с США через Норвегию. При его жизни в регионе продвигали идею, что поморы – якобы отдельный народ, более близкий скандинавам, чем русским. Эту концепцию продвигает до сих пор Ассоциация поморов Архангельской области (иностранный агент), которая дала Столтенбергу звание «почётного помора».
НКО из Норвегии рекламируют западный образ жизни в Поморье посредством раздачи «Поморской визы».
Эта виза – специально разработанный для жителей Мурманской и Архангельской областей шенген. Осуждённый в ноябре текущего года за педофилию бывший министр образования Архангельской области Юрий Гнедышев насаждал натовскую концепцию в школах и вузах региона. Опора западных «поморских друзей» в регионе – местные элитарии старой генерации и местная либерально-диссидентствующая страта.
В Коми пронатовские агенты влияния работают по той же схеме, что и в Поморье. В Зырянском крае окопались, в основном, НКО из Эстонии. Линией отрыва от России служит насаждение прозападной «финно-угорской идентичности» всему историческому наследию региона. Как и в случае с Поморьем, опорой Запада в Коми является спайка местных националистов с управленческой средой, сформировавшейся в 1990-х и начале нулевых годов. Осуждённые за коррупцию экс-главы Коми Владимир Торлопов и Вячеслав Гайзер – как раз выходцы из той среды. Торлопов – этнический коми, немец Гайзер – коми по матери.
Вячеслав Гайзер перед рассмотрением ходатайства следствия об аресте по делу об организации преступного сообщества и о мошенничестве.Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
– Региональным элитам, которых должны сменить условные выходцы из школы губернаторов, непонятно, зачем Москве нужно бороться с масштабной коррупцией в регионах. Для этих элит борьба с коррупцией – борьба с тем, что даёт тебе жизнь, суицид, – заключил Василий Колташов.
Окончательную оценку эффективности Цыбульского и Уйбы, равно как и других губернаторов, даст президент России – глава Госсовета, сказал «Октагон.Северо-Запад» профессор Финансового университета при Правительстве РФ Олег Матвейчев. По его словам, пока можно рассчитывать, что Уйба и Цыбульский досидят свои первые сроки в губернаторских креслах.