«Единая Россия» в Коми победила на выборах в Госдуму. Глава региона Владимир Уйба, образно говоря, предпочёл не открывать шампанское. Результаты ЕР в республике – 29,88 процента голосов. У КПРФ – своего главного врага на выборах и самой популярной протестной партии в регионе – партия власти выиграла только 2,56 процента. Единороссы сокрушительно провалились в столице региона Сыктывкаре. Там по одномандатному округу в Госдуму избрался 34-летний коммунист Олег Михайлов – один из лидеров протестов в посёлке Шиес.
Битва при Сыктывкаре
Олег Михайлов – не только лидер коммунистов Коми, поясняет корреспонденту «Октагон.Северо-Запад» депутат городского совета Воркуты Геннадий Князев. По словам Князева, Михайлов в своей персоне воплотил стихийное недовольство жителей Коми тем, как они сейчас живут.
– Многие отдали голос Михайлову, потому что его сочли самым достойным кандидатом в Коми. Другие решили: «Проголосую за Михайлова, лишь бы не за «Единую Россию». Третьим понравилось, что Михайлов честно сказал в лицо главе республики Владимиру Уйбе, что тот для Коми не сделал ничего хорошего. Михайлов также протестовал против мусорного полигона на Шиесе, – отметил депутат.
Заочным победителем по одномандатному округу в Коми весь 2021 год считалась Елена Савастьянова – депутат Госдумы VII созыва от ЕР, бывший омбудсмен в регионе. Во время избирательной кампании её агитационные материалы изобиловали во всех населённых пунктах республики. Пиарщики Савастьяновой очень качественно работали в соцсетях. Сыктывкар, по которому шла Савастьянова, считается её «домашним регионом». В итоге в Сыктывкаре она получила только 26,84 процента, проиграв Михайлову.
Протестный лидер Шиеса коммунист Олег Михайлов обошёл на выборах считавшуюся лидером гонки депутата от ЕР Елену Савастьянову.Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Перед выборами бодрый настрой команды Савастьяновой резко контрастировал со стихийной мощной кампанией протеста против переизбрания экс-омбудсмена Коми в Госдуму, поясняет Геннадий Князев. В местном политическом антирейтинге Савастьянова входит в пятёрку «лидеров», поясняет эксперт.
Для переизбрания Савастьяновой ЕР в Коми приложила максимум усилий, поясняет корреспонденту «Октагон.Северо-Запад» директор Международного института новейших государств неправительственного аналитического центра Алексей Мартынов.
– У ЕР накануне выборов было чёткое понимание того, что они пройдут в турбулентной обстановке. Руководство ЕР в курсе падения рейтинга партии из-за непопулярной пенсионной реформы, экономического кризиса, снижения доходов граждан вследствие пандемии коронавируса, других событий. В Коми ситуация у ЕР отяготилась Шиесом, – поясняет эксперт.
Глядя на Уйбу, в Коми ностальгируют по Гайзеру
Выборы 2021 года могут оказаться весьма непредсказуемыми в Республике Коми. Этот регион давал партии власти на выборах под 90 процентов голосов, из-за чего был окрещён местными острословами «Северной Чечнёй». Сейчас, как говорят опрошенные «Октагон.Северо-Запад» эксперты из региона, итоги выборов в Коми могут оказаться «с сюрпризом». Глава региона Владимир Уйба – «локомотив» местной «Единой России» – своими действиями только ещё более усугубляет давно живущее в северянах отношение к этой партии как к корпорации чиновников, от которой Крайнему Северу ничего хорошего ждать не стоит.
Перейти к материалуЕР в Коми проводила кампанию по своему классическому сценарию, говорит Мартынов. КПРФ же применила против партии власти нетипичные для коммунистов ходы.
– Сторонники Зюганова поддержали «Умное голосование», пошли на альянс с несистемной оппозицией. В КПРФ решили: хоть с чёртом будем дружить, лишь бы на выборах был результат. Среди сторонников Олега Михайлова есть электорат коммунистов, есть навальнисты, есть просто кухонные недовольные. И, как правило, они дружат в соцсетях, – говорит Алексей Мартынов.
Уйба пошёл по дороге Гайзера
В существующей для Коми практике нетипична ситуация, чтобы на выборах в Госдуму побеждал коммунист-одномандатник, и при этом народ отдавал большинство голосов партийному списку «Единой России», как произошло 19 сентября. На выборах 2016 года ЕР в Коми победила как по партийному списку, так и по одномандатному округу. Пять лет назад в Госдуму прошёл одномандатник от ЕР Иван Медведев, бывший гендиректор «Комиэнерго». Олег Михайлов, который был соперником Медведева по одномандатному округу в Сыктывкаре, в 2016 году занял только четвёртое, предпоследнее место. КПРФ на выборах в Коми в 2016 году заняла третье место, уступив ЛДПР и «Единой России».
Проигрыш кандидата-одномандатника Михайлова пять лет назад логично смотрелся на фоне далеко не блестящих позиций партии Геннадия Зюганова и победы «Единой России» в Коми. Ситуация с выборами-2021 смотрится, мягко говоря, как неожиданное исключение из давно устоявшихся правил.
Команда Владимира Уйбы пошла по проторённому пути предшественников главы республики, считает Князев. Эксперт напомнил, что в 2011 году Вячеслав Гайзер практически силовым путём отменил итоги выборов мэра Воркуты, где лидер коммунистов Коми Геннадий Горбачёв победил действовавшего мэра Валерия Будовского, кандидата от ЕР. Тогда из Сыктывкара в Воркуту прибыл десант во главе с председателем ЦИК Коми Еленой Шабаршиной. Этот десант подтасовывал голоса и координировал действия силовиков, которые должны были в случае активных протестов применить силу против недовольных воркутинцев.
Скандал от действий Гайзера был такой, что Будовский после своей «победы» ушёл в отставку и покинул активную политику. Елена Шабаршина в 2019 году была приговорена к шести годам тюрьмы за коррупцию и превышение полномочий на посту главы ЦИК Коми.
В 2011 году скандал из-за действий Вячеслава Гайзера (на фото) вынудил победившего на выборах мэра подать в отставку, а главу местного ЦИК приговорили к шести годам тюрьмы.Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
– Из Сыктывкара точно шла команда на подкупы, подбросы и подтасовки в пользу ЕР. Совершенно точно, что на участки админресурсом загоняли бюджетников, которые были предварительно проинструктированы чиновниками, как «правильно» голосовать. Нет прозрачной информации по итогам электронного голосования в Коми, – говорит Князев.
Официально явка избирателей в Коми составила 36,73 процента. Этот результат гораздо ниже, чем на выборах 2016 года (40,7 процента), и провально смотрится по сравнению с 2011 годом, когда на избирательные участки пришли более 70 процентов всех избирателей Коми. Значительное число явившихся – бюджетники, которые по указке отдали голоса ЕР, считает Князев.
Социальный состав такого электората типичен для всей России: пенсионеры, врачи, учителя… В Коми эта картина имеет свою региональную специфику. Регион – стратегический, в Коми расположено много военных баз. От советских времён в республике остались исправительные колонии разных типов режимов. Многие эти исправительные учреждения, например, колония строгого режима в посёлке Северном возле Воркуты, ожидают своего закрытия и перевода в другие регионы России. Логично, что служащие там сотрудники ФСИН находятся в стрессе и зависимы от приказов вышестоящего начальства. Как и шахтёры Воркуты и Инты, нефтяники Ухты, газовики Вуктыла.
Явка могла бы быть куда больше, если бы на выборы пошли политически пассивные жители Коми, говорит Князев. Но они добровольно отказались от своей ответственности за будущее республики.
Шахтёру Воркуты свои проблемы ближе, чем Донбасс
Пятипроцентный барьер в республике успешно прошли «Новые люди» и союз «Справедливой России» (СР) с партией Захара Прилепина «За правду». У «Новых людей» в Коми 9,57 процента, у «Справедливой России – За правду» – 8,33 процента.
За два дня до выборов региональное информагентство «БНК» сообщило, что «Новые люди» в Коми якобы покупают своих будущих избирателей за 5 тыс. рублей. Местные сторонники партии Алексея Нечаева – молодёжь студенческого или послевузовского возраста, такие деньги для них не лишние, сообщали жители Коми в комментариях «БНК».
«Новые люди» в Коми избрались потому, что у молодых жителей республики давно есть острая потребность в появлении политиков новой, близкой молодёжи формации, поясняет Алексей Мартынов.
«Электорат “Новых людей” хочет улучшить качество своей нынешней жизни, повысить свои доходы и так далее. Революций и других политических катаклизмов в России сторонники Нечаева не хотят».
Алексей Мартынов
директор Международного института новейших государств неправительственного аналитического центра
– В КПРФ этого не поняли, поэтому зюгановцы потеряли голоса креативной прагматичной молодёжи. Типичный зюгановец, как и в 90-х годах, привык махать красным флагом и обещать сытую жизнь только с помощью революции. Сторонник Нечаева и так сыт», – говорит эксперт.
По словам Геннадия Князева, «Новые люди» на выборах в Коми «отжали» голоса у КПРФ. Эту партию в регионе ранее знали только по мотивационным роликам. Кампания «Новых людей» играла на максимализме и карьеризме молодёжи региона.
Депутат Госсовета Коми Татьяна Саладина, руководитель местных эсеров, в сражении с Михайловым и Савастьяновой в Сыктывкаре стала третьей, взяв только 9,24 процента голосов. До слияния с партией «За правду» СР в регионе считалась союзницей ЕР. Появившаяся в 2020 году у неё риторика Русского мира и защиты ДНР-ЛНР слишком далека от текущих проблем жителей Коми. Проживающие в Воркуте бывшие граждане Украины идентифицируют себя только с Коми. В одной шахте могут работать уроженец Донбасса – сторонник ДНР-ЛНР – и его земляк, который поддерживает киевский режим. Жизнь в депрессивной Воркуте сделала их друзьями.
Перемены бывают только к худшему
В Коми существует следующая тенденция: если общественный деятель или бизнесмен выдвигается на выборы и проигрывает их, он надолго исчезает из публичной политики. Так в 2011 году случилось с бизнесменом Геннадием Горячевым, кандидатом в мэры Воркуты, чью законную победу на выборах команда Гайзера аннулировала силовым путём. После ухода этих активных людей фактическим монополистом в политике Коми остаётся партия власти.
У жителей Коми от выборов-2021 осталось ощущение события, которое их вообще не касается, говорит Геннадий Князев. По его словам, в Сыктывкаре, может быть, учтут, что ЕР едва не проиграла КПРФ на выборах. Но на привычных отношениях местной ЕР с оппозицией это не скажется. В Госсовете Коми и на местном уровне единороссы будут применять к оппозиции мягкий и жёсткий прессинг при принятии ключевых решений. КПРФ и ЛДПР, как и в прошлые годы, превратятся в молчаливых союзников партии власти.