Накануне появился новый повод для разговоров об объединении Архангельской области и Ненецкого автономного округа. В первом чтении был принят законопроект сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова о публичной власти, который лишает эти регионы возможности распределять между собой административные полномочия. Однако, как всегда, немаловажную роль сыграли оговорки.
Считается, что законопроект о публичной власти, основная задача которого – снятие запрета для глав регионов избираться не более двух сроков подряд, принимается для мэра Москвы Сергея Собянина. На самом деле документ многогранен. Одной из целей законопроекта Клишаса-Крашенинникова было решение вопроса с так называемыми «матрёшками» – автономиями в составе регионов – и их объединение.
– На момент первого чтения история с «матрёшками» остаётся в «серой» зоне законопроекта. Ни Архангельская область с НАО, ни Тюменская с ХМАО так и не получили ответа на свои запросы о возможном объединении. В сегодняшней редакции закона этот механизм пока чётко не прописан, – рассказал «Октагон.Северо-Запад» политолог Сергей Маркелов. – Регионы напряжены, они не понимают, будет ли закон о публичной власти ломать имеющуюся на сегодня конфигурацию в части автономий.
Договорные отношения в сложных административных регионах разрабатывала ещё группа вице-премьера Дмитрия Козака, который не считал необходимым их дальнейшее укрепление. Но теперь, по словам Сергея Маркелова, федеральный центр всё равно сломает существующую систему.
«В законопроекте масса оговорок, касающихся исторически сложившихся культурных отношений. “Так нельзя, но если исторически сложилось, то можно”. Одна из этих оговорок касается как раз “матрёшечных” регионов. И НАО, и Архангельская область могут трактовать эту часть законопроекта как хотят».
Сергей Маркелов
политолог
– Закон вроде бы предписывает объединять автономии с областями, но если исторически и экономически уже сложилась другая ситуация, то можно не объединять, – считает политолог.
Сергей Маркелов считает, что основная борьба развернётся не за Архангельскую область и НАО. На острие борьбы – Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменская область. Но если ХМАО объединят с Тюменью, то же самое произойдёт и с регионами в составе СЗФО.
Нечётко прописанные формулировки подразумевают различные толкования. В Ненецком автономном округе уверены, что вопрос с объединением закрыт надолго. Власти Архангельска же считают, что уже в 2022 году работа по объединению области с автономией пойдёт полным ходом.
Заместитель председателя Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от «Единой России», председатель постоянной комиссии по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера, экологии и природопользования Матвей Чупров уверен, что в ближайшие четыре года вопрос об объединении автономии с Архангельской областью на повестке дня стоять не будет.
– Тем, кто говорит о возможном скором объединении, хочется ответить: «Коллеги, учите материальную часть!». В прошлом году мы пробили договор о разграничении полномочий между Архангельской областью и Ненецким автономным округом. Он действует ещё четыре года, по сути, весь срок полномочий губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, – рассказал «Октагон.Северо-Запад» Матвей Чупров.
«Все вопросы взаимодействия между областью и округом чётко определены, эта формула позволяет мирно и дружно сосуществовать двум субъектам в одной “матрёшке”. Региональные власти отвечают перед жителями, всё чётко, ясно и понятно».
Матвей Чупров
председатель постоянной комиссии по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера, экологии и природопользования
Матвей Чупров считает, что в рамках существующего законодательства для объединения НАО с Архангельской областью необходима поддержка законодательного органа власти автономного округа.
– За своих коллег могу сказать, что ни один депутат Собрания депутатов Ненецкого автономного округа процесс объединения не поддержит, и соответствующей законодательной инициативы не будет, – рассказывает «Октагон.Северо-Запад» депутат. – Кроме того, законопроект Клишаса-Крашенинникова, принятый в первом чтении, сохраняет субъекты Федерации в существующем виде.
Заместитель председателя комитета Архангельского областного собрания депутатов по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии, депутат от ЛДПР Александр Федорков уверен, что уже в 2022 году вопрос об объединении субъектов будет прорабатываться очень плотно.
– Для Архангельской области объединение с НАО принесёт множество позитивных моментов. Александр Цыбульский – наш губернатор, который раньше руководил НАО, он отлично знает оба региона, и объединение – это всего лишь вопрос времени, – считает собеседник «Октагон.Северо-Запад». – У архангельского губернатора есть возможность привлечь в регион средства из различных бюджетов, в первую очередь из федерального.
По словам Александра Федоркова, уже сейчас налоговая инспекция и служба судебных приставов объединены. Осталось устранить разночтения в законодательстве НАО и Архангельской области.
Кроме того, в Архангельском областном собрании депутатов есть представители от НАО. И это о многом говорит.
– Жители Ненецкого автономного округа не выражают особой радости в связи с объединением. Сейчас в НАО живут довольно-таки богато, а тут их присоединят к огромной территории размером с Францию. Население НАО – около 40 тыс. жителей, это как один город Новодвинск. Ну и бюджеты, сами понимаете. Но я надеюсь, что мы приведём всё к некоему среднему значению. Рассчитываем и на поддержку федерального центра, – отметил Александр Федорков.
Депутат считает, что вопрос объединения Архангельской области и НАО не является первоочередной задачей на фоне пандемии, но законодательство в архангельской «матрёшке» должно быть приведено к общему знаменателю, а значит, объединение необходимо.
Законопроект Клишаса-Крашенинникова не подразумевает объединения регионов в макрорегионы. А ведь ещё весной этого года такая вероятность всерьёз обсуждалась.
Стратегия пространственного развития России на период до 2025 года, утверждённая Правительством РФ в феврале 2019 года, подразумевала укрупнение субъектов до двенадцати макрорегионов. Республика Коми, Архангельская область и Ненецкий автономный округ должны были войти в Северный. Позднее возник другой вариант названия – Поморский регион. Но объединение не состоялось, а сейчас, судя по всему, саму стратегию отложили в долгий ящик.
Регионы хотят сохранить нынешние границы.
В существующих реалиях, когда федеральный центр аккумулирует львиную долю средств у себя, а потом раздаёт регионам в виде субсидий и субвенций, стать районом, пусть и макрорегиона, – значит обречь свою территорию на обнищание и вымирание.
Отсюда и сопротивление, местами переходящее в саботаж. Очевидно, понимая это, федеральная власть не спешит перекраивать карту России: каких-либо упоминаний в СМИ, не говоря уже о массовой PR-кампании, в этом направлении не ведётся.
Закон о публичной власти, по сути, заморозил проект создания макрорегионов. Сейчас на повестке дня у российской власти более насущные задачи.