Между так называемыми недружественными странами и Россией наблюдается новый виток напряжённости. Вслед за Литвой, запретившей движение санкционных грузов транзитом в Калининград, Норвегия отказалась пропускать товары из Мурманска в российские поселения на Шпицбергене. Под запрет попало и продовольствие для вахтовиков. Эскалация напряжённости началась в дни саммита НАТО в Мадриде.
Чтобы Россия не «вспахала» Сувалкский коридор
Запрет литовских властей на транзит санкционных грузов через Сувалкский коридор в Калининградскую область сопровождает довольно жёсткая риторика с разных сторон. Министр иностранных дел Литовской республики Габриэлюс Ландсбергис заявил на местном радио (LRT), что уступки России по транзиту «могут увеличить политическую напряжённость в регионе».
В то же время появилась информация о возможном компромиссном соглашении с Россией по вопросу калининградского транзита.
Сразу два источника рассказали Reuters, что трафик в российский эксклав может вернуться в нормальное русло в течение нескольких дней.
В ЕС опасаются, что Москва применит военную силу, чтобы «вспахать» сухопутный коридор, если традиционный маршрут для российских товаров в Калининград через Беларусь и Литву не будет восстановлен.
Балтийское море – не для НАТО
В информационном бюллетене прошедшего на днях в Мадриде саммита НАТО говорится, что Альянс собирается удвоить свои боевые группы на восточном фланге, обеспечив сильную оборону от Балтийского моря до Чёрного. Количество военного контингента в Латвии, Литве и Эстонии доведут до четырëх-пяти тысяч человек. Накануне саммита генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что силы реагирования Альянса планируется увеличить до «более чем 300 тысяч военнослужащих».
В то же время принятие Финляндии и Швеции в Альянс создаёт дополнительный виток напряжённости. Турция, которая выступала против этого, перед саммитом в Мадриде сняла свои претензии. Высказываются мнения, что после вступлении двух государств в НАТО о нейтральном статусе Балтийского моря придётся забыть.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг (на фото справа) планирует увеличить военный контингент в Латвии, Литве и Эстонии.Фото: Roman Koksarov/AP/TASS
Вступление Швеции и Финляндии в НАТО создаёт совершенно иную геополитическую ситуацию, но считать этот шаг беспрецедентным и полностью меняющим расклад сил на Балтике не стоит, сказал «Октагон.Северо-Запад» заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Владимир Шаповалов.
– Швеция и Финляндия давно интегрированы в натовские структуры, проводят совместные учения, имеют соответствующие договорённости и долгое время являются недружественными России странами, – отмечает политолог. – Вступление этих стран в Альянс можно рассматривать как попытку сохранить лицо в условиях, когда Запад явно проигрывает России в истории с Украиной.
По мнению эксперта, Балтика никогда не станет внутренним натовским морем, потому что есть Россия, которая по-прежнему имеет здесь своё весомое присутствие, включая флот, который базируется в Калининграде.
Русский Шпицберген
История с калининградским транзитом напоминает блокаду, которую устроила Норвегия по отношению к русским вахтовикам-шахтёрам в посёлке Баренцбург. И то, и другое – вопиющее нарушение международных договорённостей. Если транзит по Сувалкскому коридору – это неотъемлемая часть договора о границах с Литвой, то безвизовый и внетаможенный статус русских островов архипелага вытекает из особого статуса Шпицбергена.
Российская часть архипелага – территория острова Западный Шпицберген площадью 251 квадратный километр. Здесь расположены три крупных месторождения каменного угля, шахты (действующей является только одна) и обогатительные фабрики, котельные и электростанции, склады и морские пирсы погрузки угля. Ведёт добычу компания «Арктикуголь».
Памятник Ленину в российском посёлке Баренцбург.Фото: Лев Федосеев/ТАСС
Поморы, охотившиеся на морского зверя, начали освоение архипелага ещё в конце XV века. Они называли эту землю Грумант.
Во второй половине XIX на островах были найдены большие залежи угля, который был нужен России. Кроме того, Шпицберген рассматривался как возможная база для военного и торгового российского флота. С 1899 по 1901 год на только что построенном первом в мире арктическом ледоколе «Ермак» экспедиция двух академий наук, Российской и Шведской, под руководством известного учёного Феодосия Чернышëва обследовала архипелаг.
В начале 1913 года для освоения угольных залежей на Шпицбергене было создано акционерное общество «Торговый Дом “Грумант” А. Г. Агафелов и Ко». В апреле этого же года один из акционеров, горный инженер Самойлович, возглавил горно-разведочную экспедицию на Шпицберген. В этом же году на архипелаге началась промышленная добыча русского угля.
Неопределённый статус архипелага
Формально Шпицберген не принадлежал никому. Но попытки утвердить международную конвенцию по статусу архипелага были.
В 1919 году на Версальской конференции в Париже был подписан договор – так называемый Шпицбергенский трактат. Архипелаг официально приписывали к Норвегии, но все 39 стран, подписавших договор, имели равные с ней права вести на архипелаге научную и хозяйственную деятельность. Молодую советскую Россию на конференцию не пригласили.
В 1924 году благодаря усилиям посла СССР Александры Коллонтай норвежское правительство признало советскую республику и её права на часть Шпицбергена. В октябре 1931 года постановлением совнаркома СССР был организован государственный трест «Арктикуголь». Он полностью выкупил акции акционерного общества «Грумант» с оборудованием, постройками и месторождением. В 1932 году трест стал владельцем четырëх участков земли, где находились три крупнейших месторождения каменного угля: «Баренцбургское», «Грумантское» и «Гора Пирамида».
Август 1996 года. Горняки шахты № 5 посёлка Баренцбург.Фото: Михаил Свищёв/ТАСС
Но рентабельности грумантского угля пришёл конец. В 1934 году руками заключённых ГУЛАГа началось строительство шахт Воркуты и Инты. Уголь там был дешевле, чем на Шпицбергене, за счёт материкового расположения шахт и бесплатного труда заключённых. СССР оставался на островах архипелага, в основном, чтобы обозначить своё присутствие.
С началом Второй мировой войны работы на Шпицбергене были остановлены, шахтёры эвакуированы на материк. Но уже в декабре 1946 года начались активное восстановление разрушенной инфраструктуры и добыча угля.
После распада СССР добыча угля рухнула, да так и не восстановилась. В 2016 году руководство треста «Арктикуголь» признавалось, что больше дохода получает от туризма, чем от добычи угля. Зато в 2014 году в Баренцбурге был создан научный центр, там работают представители 12 российских организаций.
Обнуление Шпицбергенского трактата
В апреле 2010 года тогдашние президент России и премьер-министр Норвегии – Дмитрий Медведев и Йенс Столтенберг – подписали договор о демаркации границы на условиях норвежской стороны.
С 70-х годов прошлого века у СССР и Норвегии существовали разные взгляды на границу, проходящую по Баренцеву морю. Россия настаивала на варианте, который учитывает её право на использование прибрежных вод острова Шпицберген. Норвегия считала, что граница должна находиться на равном расстоянии от норвежского Шпицбергена и российских Земли Франца-Иосифа и острова Новая Земля.
В Баренцевом море обнаружили запасы большого количества нефти и газа, в том числе на спорной территории. Это обострило ситуацию.
В результате подписания договора Россия лишилась около 90 тыс. квадратных километров территории и 300 тыс. тонн рыбы ежегодно. Кроме того, Норвегия получила полный контроль над 200-мильной зоной вокруг Шпицбергена. Было фактически дезавуировано соглашение 1920 года. Теперь за линию раздела «юрисдикция России не распространяется».
Возможна денонсация
На основании договора Медведева-Столтенберга в мае этого года Норвегия распространила закон о таможне на Шпицберген. В конце июня правительство королевства сообщило об отказе пропустить российские грузы на архипелаг.
Сегодня подписание договора о демаркации границ с Норвегией – безусловная ошибка, уверен политик, писатель, общественный деятель Николай Стариков.
– Я уверен, что подписание этого договора было вызвано самыми благими намерениями со стороны российской власти и продолжало курс на устранение возможных территориальных конфликтов, – уверен политик.
«Кроме договора с Норвегией, был заключён аналогичный договор с Китаем. Но дело в том, что претензий друг к другу у Китая и России нет. С Норвегией ситуация иная».
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Николай Стариков уверен, что договор 2010 года был заключëн в ущерб интересам России. И после явно недружественных шагов Норвегии Россия может ставить вопрос о денонсации соглашения.
Историк, политолог Михаил Диунов рассказал «Октагону», что задача Норвегии – продемонстрировать всем, что Шпицберген – это суверенная территория, не ограниченная договором 1920 года. Эксперт уверен, что разрешение конфликтов, подобных блокаде архипелага и калининградского транзита, возможно только после окончания спецоперации российских войск на территории Украины и последующих переговоров между странами НАТО и Россией.