Наиболее актуальный к третьему году пандемии коронавируса национальный проект (НП) «Здравоохранение» застопорился в Республике Коми (РК). В регионе, где из-за рекордной вспышки COVID-19 весной 2020 года губернатором стал профессор медицины Владимир Уйба, констатировано неудовлетворительное состояние медицины. В глубинке РК остро не хватает фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов).
Полпред вызвал прокурора
В конце 2020 года правительство РК обязалось создать в посёлках и сёлах юга и центра Коми 19 новых ФАПов. Пункт нового образца от своего советского предшественника отличается тем, что должен быть мини-поликлиникой, где, кроме фельдшера-акушера и медсестры, дежурит врач-терапевт. По логике нацпроекта, после постройки ФАПа в посёлок или село Коми приезжает преисполненный энтузиазма молодой врач, для которого готова служебная квартира со всеми удобствами. На постройку таких пунктов и привлечение на работу в глубинку Коми молодых врачей со столичным образованием Москва выделила Сыктывкару крупный денежный транш, который включён в расходы республики по НП «Здравоохранение», – 1,2 млрд рублей. Это без учёта внебюджетных средств.
Сыктывкар должен был сдать все 19 ФАПов до конца осени. В середине декабря срочно прибывший в Сыктывкар полпред президента России в СЗФО Александр Гуцан выявил: шесть ФАПов вообще не построены до сих пор, остальные 13 сданы с браком и не могут быть использованы по назначению.
Встречаясь с Уйбой и членами правительства РК, он выделил наиболее запомнившиеся ему провалы: в посёлках Большелуг, Ираель, Брыкаланск. А несдача вовремя пункта в Илья-Шоре и вовсе привела к прокурорской проверке и возбуждению административного дела в отношении фирмы-подрядчика.
От Илья-Шора до Сыктывкара – 111 километров. Для Коми это небольшое расстояние. Определением подрядчиков по ФАПам занимается вице-премьер РК Игорь Булатов. По данным прокуратуры республики, подряд на ФАП в Илья-Шоре получило ООО «ЛидерСтрой», чьё бездействие повлекло крупный ущерб для здравоохранения РК.
Гламурная love Story вице-премьера Коми
В Коми есть только одна строительная фирма – «ЛидерСтрой». Созданная в 2011 году компания занимается строительством многоэтажных домов в Сыктывкаре. Учредил эту фирму известный в Коми адвокат Алексей Князев, бывший декан юрфака Сыктывкарского университета. В 2008 году он, ещё работая в вузе, был задержан по подозрению в похищении у детей-сирот Коми именных спонсорских ценных бумаг от «Газпрома». По данным прокуратуры, мошенничеством занималась группа юристов из «Коми правозащитной общественной лиги» («Коми ПОЛ»), куда входил Князев. Правовых последствий для него и организации это не повлекло. Глава «Коми ПОЛ» адвокат Николай Збаражский и его коллеги связаны партнёрскими отношениями с бизнес-кругами Коми, в частности, с лицами, которые проходят подозреваемыми по делу экс-главы РК Вячеслава Гайзера. Когда Гайзера арестовали, Збаражский был председателем общественной наблюдательной комиссии при МВД по РК.
Судебные иски «раздевают» экс-главу Коми
Летом 2019 года экс-глава Республики Коми Вячеслав Гайзер был приговорён к 11 годам лишения свободы и штрафу в 160 млн рублей за целый букет преступлений коррупционной направленности. Прошло больше двух лет, но в суде ещё звучит фамилия бывшего чиновника. Теперь речь идёт о гражданских делах. Истцом выступает АО «Корпорация по развитию Республики Коми», которая в процессе рассмотрения дел превратилась в АО «Коми холдинг». Ответчики – бывший губернатор и ещё ряд фигурантов «дела Гайзера».
Перейти к материалуЕсли за ФАП в Илья-Шоре взялась эта фирма, возникает версия о картельном сговоре между вице-премьером РК Булатовым и реальными владельцами «ЛидерСтроя».
Интересна история появления Булатова в правительстве Коми в ноябре 2020 года. 37-летний москвич, сын бывшего зампреда «Внешторгбанка» и бывший зять миллиардера Самвела Карапетяна, не имеющий опыта в бизнесе и госслужбе, был приглашён в правительство лично Владимиром Уйбой. В Коми есть версия, что его приезд в Коми был связан с расчётами главы республики на то, что Булатов как элитный москвич с большими связями привлечёт в регион крупный капитал. Однако Уйба не мог не знать, что с семьёй Карапетянов Булатов поссорился после того, как выяснилось, что он изменяет дочери миллиардера Татевик с фотомоделью и телеведущей Викторией Лопырёвой. Когда в ноябре 2020 года Булатов стал первым вице-премьером РК, Лопырёва была его главным «статусом» в глазах жителей Коми.
Владимир Уйба лично отвечал перед полпредом президента в СЗФО за невыполненные обещания Булатова перед Москвой по ФАПам, отмечает пресса Коми. Когда весной в Сыктывкаре взялись за реализацию НП «Здравоохранение», вице-премьера определили главным коммуникатором с полпредством в СЗФО и готовыми участвовать в нацпроекте бизнесменами. Как пишут СМИ Коми, Булатов в итоге обманул и Уйбу, и полпреда Гуцана. Глава республики намекнул ему на позорное увольнение. Вице-премьер в срочном порядке ушёл на новогодние каникулы.
Телеведущая Виктория Лопырёва и первый заместитель председателя правительства Республики Коми Игорь Булатов.Фото: imago images/Gribaudi/ImagePhoto/TASS
История с ФАПами в Коми вряд ли бы вскрылась, если бы Гуцану не сообщило об этой проблеме отделение Общероссийского народного фронта в РК. Оно сотрудничает с медиками республики на местах.
Вероятнее всего, в республике даже не провели конкурс на определение подрядчика по строительству ФАПов в РК, считает доцент кафедры травматологии и ортопедии Российского университета дружбы народов (РУДН) Магомед Абдулхабиров.
– Россия больна коррупцией. Крупными чиновниками и сверхбогачами становятся дети таких же крупных чиновников и сверхбогачей, – сказал Абдулхабиров «Октагон.Северо-Запад».
Давать частным фирмам государственные социально важные подряды без конкурса – только на основе дружеских или деловых связей – недопустимо, считает эксперт. По месту строительства должны проходить публичные слушания, где население оценивает возможного подрядчика, сам план стройки, качество и цену стройматериалов, медицинского оборудования.
Гроб для здравоохранения
Стройка ФАПов провалилась в муниципалитетах Коми с максимальной убылью населения. В Илья-Шоре сейчас живут 200 человек, в основном старожилы. Работы и досуга в посёлке нет. Та же ситуация в некогда богатом Брыкаланске, в 161 километре от города Усинска. Там совсем недавно закрылось оставшееся с советских времён сельхозпредприятие, снабжавшее молочными продуктами и овощами города Коми. Росприроднадзор запрещает посельчанам заниматься рыболовством, которое кормило их в советские годы. В Ираёле близ Ухты нет даже аптеки, жители посёлка боятся заболеть обычной простудой.
Отдалённые населённые пункты в республике дают значительный процент по заболеваемости и смертности от коронавируса и его последствий. При этом, согласно переписи, около 80 процентов населения РК живёт в городах, с каждым годом оно растёт за счёт роста миграции из посёлков и сёл.
Убыль населения в глубинке привела власти республики к мысли, что фельдшерские пункты не нужны, считает координатор в РК Всероссийской общественной организации «Волонтёры-медики» Елена Помаскина.
– До пандемии имевшиеся ФАПы закрывали как некомплектные и бесперспективные. Сейчас их решили восстановить, так как остро не хватает медицинской помощи, – говорит эксперт.
Расчёт на то, что ФАПы перспективны там, где населения больше, и убыточны там, откуда люди уезжают, – не имеющие отношения к медицине спекуляции либеральных экономистов, считает Магомед Абдулхабиров.
«Оптимизация здравоохранения – преступление перед нашим народом».
Магомед Абдулхабиров
доцент кафедры травматологии и ортопедии Российского университета дружбы народов (РУДН)
– В нулевых годах экономисты из Правительства России начали с оптимизации убыточного сельского здравоохранения. А в ноябре 2014 года на митинге врачей против оптимизации больниц и поликлиник уже в Москве мы, участники митинга, символически похоронили всё российское здравоохранение в чёрном гробу, – говорит доцент РУДН.
Куратор НП «Здравоохранение», вице-премьер РФ Татьяна Голикова, будучи в 2007–2012 годах министром, отвечала за оптимизацию убыточных учреждений в регионах. Осенью 2019 года, как раз за несколько месяцев до первой волны пандемии коронавируса, Голикова признала ошибочность оптимизационных мер в системе охраны здоровья, последствия которых Россия сейчас пожинает в пандемию COVID-19.