«Единая Россия» предлагает национализировать иностранные компании, которые приостановили свой бизнес в России. Это в том числе гигантский завод Toyota в Ленобласти, хлебопекарня Fazer в Петербурге, мебельная фабрика IKEA в Новгородской области, рестораны McDonald’s, магазины Apple и H&M. Уходящие из России бизнесмены планы по национализации пока не комментируют. А вот юристы и аналитики уже боятся их последствий.
Правительственная комиссия по законопроектной работе намерена предложить Государственной думе комплекс мер по национализации имущества западных компаний, приостановивших работу в стране. В своём заявлении «Единая Россия» подчёркивает, что это должно предотвратить банкротство организаций и сохранить рабочие места. В список могут попасть только фирмы из недружественных государств, список которых утвердило Правительство. Их 48: США, Канада, Великобритания, Украина, страны Евросоюза, Норвегия, Швейцария и другие. Под внешнее руководство могут уйти компании, которые минимум на 25 процентов контролируются этими государствами.
Как разъяснил премьер-министр Михаил Мишустин, на покинутых иностранными собственниками предприятиях на срок от трёх до шести месяцев введут внешнее управление.
Если за это время не возникнет желающего приобрести компанию, то она перейдёт в собственность государства.
Если закон вступит в силу, это может затронуть десятки западных предприятий в России. Точный список пока не определён. Однако организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» составила список из 59 иностранных компаний, которые могут попасть под действие нового закона о национализации. Всего в России с 24 февраля, по подсчётам издания Business Monitor, приостановили или объявили о намерении прекратить деятельность более 100 крупных иностранных компаний.
В списке «Общественной потребительской инициативы» есть, например, японский концерн Toyota, который владеет одним из крупнейших в России автозаводов в Санкт-Петербурге. Он был открыт в 2007 году и рассчитан на выпуск 100 тысяч автомобилей в год. Здесь работает более 2 тысяч человек. Сама Toyota, естественно, объяснила остановку завода перебоями с поставками комплектующих.
Японский концерт Toyota владеет одним из крупнейших в России автозаводов в Санкт-Петербурге, где работает более 2 тысяч человек.Фото: Пётр Ковалёв/ТАСС
Также в списке есть и IKEA, которой принадлежат не только торговые центры (из них только два рядом с Санкт-Петербургом), но и мебельный завод в Новгородской области. Производство в деревне Подберезье было запущено в 2017 году. Шведская компания вложила в строительство завода около 4 млрд рублей. Кстати, торговые центры «Мега», которые управляются той же шведской компанией, что и IKEA, в России будут работать.
Есть в списке нефтяные гиганты Shell и BP, которые объявили о желании выйти из числа акционеров российских сырьевых проектов. При этом бизнес-активность Shell не ограничивается только нефтедобычей: компания имеет огромную сеть АЗС (из них 70 – в Санкт-Петербурге и Ленинградской области) и завод смазочных материалов в Тверской области. Завод остановлен, заправки закрываются.
Главный аналитик консалтинговой компании TeleTrade Марк Гойхман рассказал «Октагон.Северо-Запад», что национализация может привести к зарубежным правовым последствиям.
«Уже в западных судебных инстанциях гарантированы иски, которые практически невозможно будет “отбить”. А это означает риски ареста активов российского государства и обращение их в пользу лишившихся собственности».
Марк Гойхман
главный аналитик консалтинговой компании TeleTrade
– Речь может идти, например, о принадлежащих России зарубежных объектах недвижимости, производственных фондах, транспортных средствах на территории зарубежных государств, денежных средствах и ценных бумагах. Не исключаю, что даже авуары золотовалютных резервов ЦБ, возможно, могут пойти на возмещение данного ущерба, – прогнозирует Гойхман.
Вместе с тем он отмечает, что в случае национализации производственных площадок их будет крайне сложно перезапустить уже с российскими собственниками.
– Деятельность многих иностранных предприятий в России основывается на поставках из-за рубежа, от головных компаний. Сырьё, комплектующие, оборудование, технологии идут оттуда. Например, бессмысленно национализировать автопроизводство BMW в Калининградской области. Наладить сборку автомобилей не получится без европейских автокомпонентов, обновления и обслуживания оборудования, – разъясняет Гойхман.
В списке подлежащих приватизации есть также компании Apple, Microsoft, IBM, H&M и другие. У них нет собственного производства в России, но есть торговые точки или логистические мощности.
В список попал и McDonald's, который управляет в России почти 850 ресторанами. Работает в компании без малого 62 тысячи человек. Если законопроект будет принят, а компания решит навсегда прекратить свою деятельность в России, то её имущество может быть изъято и передано под внешнее управление, назначенное российскими властями. По крайней мере, такую норму предлагает узаконить «Единая Россия».
McDonald's по мастер-франшизе управляет в России почти 850 ресторанами. В компании работает почти 62 тысячи человек.Фото: Пётр Ковалёв/ТАСС
Объявили об уходе из России финские Fazer и S-Group. При этом ещё одна финская группа SRV, владеющая в Санкт-Петербурге торговым центром «Охта Молл» и половиной «Жемчужной плазы», о сворачивании российского бизнеса не заявляла. Как и другие крупные иностранные компании, имеющие активы в Санкт-Петербурге: чешская PPF («Невский центр»), Morgan Stanley («Галерея»), Hines (Outlet Village Pulkovo), Jensen group (River House, «Аэроплаза» и «Пассаж»), GHP («Тринити»), Avilen («Аэропортсити Санкт-Петербург»), Raven Property Group («Премиум», «Келлерманн», «Константа» и другие бизнес-центры).
В случае ухода из России отелей и бизнес-центров их собственность также могут национализировать.
– Западные компании исходят из того, что всё это их собственность, и они могут распоряжаться ею, как хотят. Заметьте, компании говорят не об уходе из России, а лишь о приостановке деятельности. Поскольку уход из России и предусматривает продажу принадлежащих компаниям активов – будь то отели или заводы. Но пока что таких сделок нет, – объясняет в интервью «Октагон.Северо-Запад» член Адвокатской палаты Москвы Рустам Чернов.
Юрист прогнозирует, что в случае начала национализации, объявленной властями, «самый простой способ для новых владельцев активов – переуступить их компаниям из дружественных к России стран, в первую очередь из Китая. Либо переуступить право требования по ипотеке, если на те или иные коммерческие активы была оформлена ипотека».
Вместе с тем массовый приход в Россию китайских инвесторов, которые будут замещать покидающие страну западные компании, для ряда политиков сейчас видится единственным способом пережить экономический кризис.