На этой неделе губернатор Мурманской области Андрей Чибис сделал два громких заявления. Оба по итогам встречи с вице-премьером Александром Новаком, курирующим топливно-энергетический комплекс. Чибис заявил, что регион может стать площадкой для строительства экспортного нефтепровода. Также, по словам главы Заполярья, Новак поддержал идею газификации Мурманской области. И если новость о строительстве газопровода эксперты встретили положительно, то информация об экспортном нефтепроводе их сильно смутила.
От ЮКОСа до наших дней
Проект строительства нефтепровода Западная Сибирь – Мурманск активно обсуждался в начале 2000-х. Инициатором идеи был Михаил Ходорковский, в то время владевший ОАО «Нефтяная компания “ЮКОС”». В ноябре 2002 года меморандум о намерении строительства частного экспортного нефтепровода он подписал с Лукойл, ТНК и «Сибнефть». Годом позже к проекту присоединилась «Транснефть». Нефтепровод должен был связать Тимано-Печорскую и Западно-Сибирскую нефтегазоносные провинции с терминалом в окрестностях Мурманска или на полуострове Канин для последующей транспортировки супертанкерами в порты Европы и Америки.
Прорабатывалось два маршрута. Первый подразумевал прокладку нефтяной трубы южнее Белого моря. Стоимость этого проекта оценивали в 4,5 млрд долларов. Второй вариант предполагал прокладку трубы непосредственно через Белое море. Он был дешевле – около 3,4 млрд долларов, но выглядел более сомнительно с точки зрения сохранности окружающей среды.
Прокачивать через нефтепровод планировалось минимум 80 млн тонн нефти в год, максимум 120 млн тонн.
Проект Мурманского нефтепровода не был реализован по политическим соображениям. Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский настаивал на том, что он должен быть частным. Михаил Касьянов, который в 2003 году занимал пост премьер-министра России, заявлял, что частных нефтепроводов в России быть не может, это противоречит действующему законодательству. Участие в проекте государственной «Транснефти» ситуацию не изменило.
«Дело “Юкоса”» поставило на проекте жирную точку. И вот теперь губернатор Андрей Чибис снова заговорил о Мурманском нефтепроводе. Однако время для возобновления проекта сейчас, по мнению экспертов, крайне неудачное.
Экспорт нефти из Мурманска вызывает вопросы
Минэкономразвития прогнозирует снижение добычи нефти на 17 процентов. С такой оценкой согласился глава Минфина Антон Силуанов. Из-за ситуации с Украиной США и Европа взяли курс на отказ от российских нефти и газа. Разумеется, нашлись ходы и лазейки, российскую нефть смешивают на 50 процентов с нефтью, добытой в других странах, после чего формально она российской не считается. Но о прямых поставках сырой нефти в Европу можно забыть надолго.
Порт Мурманск много лет занимается перевалкой сырой нефти, которую добывают в Арктике.Фото: Лев Федосеев/ТАСС
Порт Мурманск много лет занимается перевалкой сырой нефти, которую добывают в Арктике. Нефть с платформы Приразломная в Печорском море и Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения на Ямале, которое находится в 30 километрах от Обской губы, танкерами вывозят через Варандейский терминал, принадлежащий Лукойлу, в порт Мурманск на рейдовый накопитель «Кола». Оттуда российская нефть идёт на экспорт.
– Объёмы в лучшие времена доходили до 20–25 млн тонн в год. Экспорт шёл в Европу, в основном, в Роттердам, в Голландию. Сейчас к экспорту через Мурманск будут вопросы: нефть на Восток до сих пор из Мурманска не отгружали, да и глупо было бы из Западной Сибири её везти сначала в Мурманск, а потом в Китай, – рассказал «Октагону» бывший первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин.
Политическая декларация Чибиса
Транспортный эксперт Вадим Сипров уверен, что заявления мурманского губернатора Андрея Чибиса о строительстве нефтепровода – это не более чем декларация.
– Мне трудно представить себе реализацию этого проекта сейчас. Территория Мурманской области – это гранитные скалы и болота. Строительство нефтепровода в таких условиях очень трудоёмко и чрезвычайно затратно, по Севморпути нефть возить выгоднее. Да и логистика эта проработана, – рассказал «Октагону» эксперт.
«Существующая практика доставки сырой нефти танкерами всех устраивает, особенно в условиях санкций и европейского курса на отказ от покупки российских энергоносителей».
Вадим Сипров
транспортный эксперт
Политолог Сергей Маркелов рассказал «Октагону», что заявление Андрея Чибиса было, по всей вероятности, согласовано с Москвой, но рассматривать слова мурманского губернатора о строительстве нефтепровода стоит исключительно с точки зрения информационных технологий. Фактической реализации у проекта в ближайшие годы не будет.
– Чтобы решить проблемы Мурманской области, нужны огромные денежные вливания, которые мог бы дать инвестиционный проект строительства экспортного нефтепровода. Но таких глобальных строек в ближайшие годы в России не предвидится из-за экономической турбулентности, связанной с санкциями. На подобных заявлениях «в короткую» можно заработать политические очки, а потом о проекте просто забудут, – рассказал «Октагону» Сергей Маркелов.
Депутат Мурманской областной думы Александр Макаревич уверен, что строительство нефтепровода могло бы послужить развитию региона, дать рабочие места и поступления в бюджет, но в существующих реалиях реализация этого проекта вряд ли возможна.
– Куда собирается экспортировать нефть губернатор Чибис, я не понимаю. Норвегия и Финляндия самодостаточны и не нуждаются в поставках российской сырой нефти, – рассказал «Октагону» областной депутат.
«Увы, заявления губернатора Мурманской области о строительстве экспортного нефтепровода – это просто слова».
Александр Макаревич
депутат Мурманской областной думы
В региональном правительстве на запрос «Октагона» ответили, что вопрос строительства нефтепровода и возможность экспорта нефти через Мурманскую область всё же находится в проработке. Однако на вопросы о примерном сроке начала реализации проекта, выбранном маршруте, подготовке проектно-сметной документации, объёме и источниках финансирования проекта чиновники ответить не смогли. Это лишь подтверждает мнение экспертов.