В Ленобласти занялись одной из самых серьёзных экологических угроз Балтики

В Ленобласти занялись одной из самых серьёзных экологических угроз Балтики

Экономика 29 апреля 2022 Юлия Ильина

Несколько дней назад на полигоне «Красный Бор», много лет служившем свалкой для опасных отходов, начались работы по рекультивации. О необходимости принимать меры по улучшению ситуации на крупнейшем могильнике токсичных отходов во всём Северо-Западном округе начали говорить ещё в прошлом веке. В 1993 году Хельсинкская комиссия по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ) вписала полигон в Ленобласти в экологический перечень угроз для Балтийского моря. Судьба «Красного Бора» несколько раз менялась. То предполагалось устроить на его территории мусоросжигательный завод, то перезахоронить отходы в другом месте, то законсервировать их в бетонном саркофаге. Параллельно с этим шли судебные процессы над руководством полигона.

Опасный сосед

Полигон «Красный Бор» известен ещё с 1969 года, когда на территорию близ одноимённого посёлка в Тосненском районе начали свозить опасные отходы органического и неорганического происхождения сначала с предприятий города и области, а затем и со всей России. Выбор места неслучаен: полигон расположен на залежах кембрийских глин глубиной до 80 метров, известных своими фильтрационными и водоупорными свойствами. Изначально предполагалось, что полигон просуществует всего несколько лет, поэтому его построили открытым, однако отходы «Красный Бор» перестал принимать только в 2014 году, превысив свой срок службы на несколько десятилетий.

«Красный Бор» – это 700 тысяч жидких промышленных отходов, 70 карт-котлованов и 3 млн тонн загрязнённых грунтов. В 2001–2005 годах ГПП «Севзапгеология» провело исследование, установив, что в подземные воды регулярно попадают промотходы из котлованов. Руководство полигона тогда пыталось оспорить выводы учёных в суде, но проиграло процесс: так было доказано, что полигон представляет опасность для окружающей среды, несмотря на все сдерживающие достоинства кембрийских глин.

24 июня 2011 года. Пожар на полигоне для уничтожения токсичных отходов «Красный бор».24 июня 2011 года. Пожар на полигоне для уничтожения токсичных отходов «Красный бор».Фото: Ростислав Кошелев/ТАСС

В 2014-м перед закрытием полигона проверку по инициативе Росприроднадзора повторили, пробурив возле котлована две скважины. Результаты наблюдений выявили превышение фенола, взвесей, аммонийного и нитратного азота и формальдегида от 150 до 11 тыс. раз.

Добавляли остроты ситуации и частные пожары: в период с 2006 года по настоящее время на полигоне произошло несколько крупных возгораний, а также случился прорыв заграждающей дамбы, в результате которого, как считают петербургские экологи, часть отходов утекла сначала в ручей Большой Ижорец, а оттуда в Неву. Более того, для полигона начали представлять угрозу обычные дожди: котлованы были переполнены, а дамбы обвалования, сдерживающие их по краям, износились, поэтому любое попадание жидкости в открытый резервуар грозило разливом токсичных веществ.

Смена собственности

В 2018 году секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев назвал критической ситуацию в «Красном Бору», где скопилось около 2 млн тонн токсических отходов. Тогда он отметил, что пока ещё нет ясности даже в организационно-правовом положении полигона, не говоря уже о принятии конкретных мер по обеззараживанию отходов.

Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда в 2019 году президент РФ Владимир Путин поручил перевести полигон в федеральную собственность. Окончательно этот процесс завершился в 2020-м, и рекультивация «Красного Бора» стала частью программы «Чистая страна» и подведомственным делом Минприроды России.

21 февраля 2018 года. Отбор проб жидкой фракции отходов на территории полигона «Красный Бор».21 февраля 2018 года. Отбор проб жидкой фракции отходов на территории полигона «Красный Бор».Фото: Пётр Ковалёв/ТАСС

В 2020 году полигон наконец передали в ведение Федеральному экологическому оператору (ФЭО) госкорпорации «Росатом». Тогда же окончательно завершилась смена формы собственности объекта.

Специалисты предлагали сделать акцент на безопасности прилегающих к полигону территорий: установить защитный экран и очистные сооружения, которые бы преградили путь опасным веществам. Также планировали полностью обеззаразить грунт. Основную массу отходов рассчитывали утилизировать на месте, в «Красном Бору». Исключение должны были составить фракции нефти.

Спустя год был готов проект по рекультивации. Сообщалось, что полностью полигон прекратит своё существование в 2024 году.

Процессы над руководством «Красного Бора»

В марте 2017 года следственный комитет задержал владельца компании-подрядчика «Красного Бора» Андрея Градобоева за хищение в особо крупном размере. Фирма «Экоградстрой», которой руководил Градобоев, должна была по заключённому с СПб ГУПП «Полигон “Красный Бор”» и комитетом по природопользованию контракту обустроить две карты временного размещения отходов.

Также под следствием оказался и бывший директор полигона Сергей Мацуков. Всего мошенникам удалось присвоить около 22 млн рублей.

Однако спустя несколько лет история повторилась, и в апреле 2022 года за растрату средств уголовное дело возбудили против директора ФГКУ «Дирекция по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среды, а также по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений полигона “Красный Бор”» Алексея Трутнева и его заместителя Сергея Николаева. Их обвинили в хищении 33 тонн чёрного лома и его последующей продаже за 700 тысяч рублей. Им избрали меру пресечения в виде домашнего ареста.

Несмотря на это, программу рекультивации «Красного Бора» всё-таки начали в срок. 26 апреля Смольный объявил о старте работ на полигоне.

Три года для устранения свалки-гиганта

«Минприроды России направило 12,2 млрд рублей на проведение работ в этом году. Полный комплекс работ включает три этапа. Всего до 2024 года на ликвидацию будет выделено 21,4 млрд рублей. Полигон «Красный Бор» вредит здоровью людей, экосистемам. Его ликвидация позволит улучшить качество жизни 317 тысяч человек», – сообщил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

Рекультивацию разделят на четыре этапа: возведение вокруг полигона противофильтрационной эшелонированной завесы, создание укрытий на открытых котлованах, обезвреживание жидких и пастообразных отходов в резервуарах по сложносоставной технологии и целостная рекультивация территории «Красного Бора».

К этим работам «Росатом» готовился ещё за год.

– Для обезвреживания содержимого открытых карт полигона была смонтирована опытно-промышленная установка, позволяющая переработать содержимое карт полигона в чистую воду и геокомпозитный материал. Результаты испытаний показали эффективность предложенной технологии, – рассказал «Октагон.Северо-Запад» начальник управления по коммуникациям ФГУП «Федеральный экологический оператор» Денис Плещенко.

Результатом обезвреживания станет геокомпозитный адаптивный материал, который в дальнейшем будет смешан с восстановленным природным слоем почвы. Также на территории полигона на четвёртом этапе появятся системы дренирования и очистки водных стоков.

Итоговый план рекультивации полигона исключает ранее обсуждавшиеся варианты по вывозу и перезахоронению отходов. Как сообщили «Октагон.Северо-Запад» в пресс-службе «Дирекция по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений полигона “Красный Бор”», все отходы будут переработаны на самом полигоне.