В Петербурге суд решил судьбу Дома Зингера на Невском проспекте

В Петербурге суд решил судьбу Дома Зингера на Невском проспекте

Экономика 15 марта 2022 Наталья Гуренкова

Апелляционный суд Санкт-Петербурга не стал удовлетворять жалобу ООО «Книжный магазин № 1». Решение первой инстанции об аннулировании договора субаренды с ЗАО «Зингер» оставили без изменений. Это значит, что на Невский проспект вернётся знаменитый Дом книги. Перед этим в здании проведут косметический ремонт и закупят новое торговое оборудование.

Ставки выросли

Дом Зингера много лет находится в центре громкого банковского скандала. В марте прошлого года ЗАО «Зингер», которое после банкротства ПАО «Балтийский банк» перешло под контроль «Альфа-Банка», подало иск на ООО «Книжный магазин № 1» (КМ №1). Компания является собственником магазина «Санкт-Петербургский Дом книги». Причина судебных разбирательств – низкие ставки по арендной плате. КМ №1, по материалам суда, платил ЗАО «Зингер» примерно 7 млн рублей в месяц по восьми договорам субаренды. По мнению компании, это сильно ниже существующих арендных ставок, тем более что здание находится в самом центре Петербурга.

По оценкам экспертов, рыночная цена коммерческого помещения на Невском проспекте за один квадратный метр в 2020 году составляла порядка 3 тыс. рублей. КМ №1 занимает 4 тыс. квадратных метров. Получается, что арендодатель терял около 5 млн рублей.

Книжный магазин утверждал, что на момент заключения договоров такие ставки были актуальными. Кроме того, существенная сумма была потрачена и на реконструкцию. «Альфа-Банк» уже выиграл суд первой инстанции о расторжении договора субаренды. Арбитражный суд счёл недействительными ранее заключённые договоры и потребовал передать занимаемые помещения ЗАО «Зингер». Теперь на сторону компании встал и апелляционный суд.

Шестиэтажный Дом компании «Зингер» находится в центре Санкт-Петербурга.Шестиэтажный Дом компании «Зингер» находится в центре Санкт-Петербурга.Фото: Алекс Фёдоров/Wikimedia

«Суд, вопреки позиции ответчика, полагает доказанной позицию истца о наличии сговора (совместных действий) сторон оспариваемых сделок в ущерб интересам ЗАО «Зингер», поскольку целью и результатом заключения оспариваемых сделок являлась фактическая утрата ЗАО “Зингер” контроля над имуществом, переданным ему в долгосрочную аренду городом, перенаправление денежных потоков в виде дохода от субаренды с ЗАО “Зингер” на ООО “Книжный магазин № 1”», – говорится в постановлении суда.

Полвека аренды

Возможно, подобным образом могут быть расторгнуты отношения и с другими арендаторами Дома Зингера. В компании «ВКонтакте» ответили «Октагон.Северо-Запад», что официально они ситуацию с судебными разбирательствами не комментируют, в суде выступают в качестве третьих лиц. Из помещения их не выселяют, уточнили в пресс-службе.

ЗАО «Зингер» арендовало у города помещения в исторической части Петербурга на 49 лет в конце девяностых годов.

Одним из условий аренды был пункт о том, что в этом здании должно размещаться городское предприятие книготорговли. В 2004 году началась его масштабная реконструкция. И на это время городской книжный магазин, который много лет существовал в здании, переехал на Невский проспект, 62. После реконструкции городское предприятие не вернулось обратно.

ЗАО «Зингер» подписало договор субаренды с КМ № 1 в то время, когда акционерное общество контролировал экс-владелец ПАО «Балтийский банк» и основатель ООО «Петербургское агентство недвижимости» Андрей Исаев. 100 процентов акций ЗАО «Зингер» принадлежит Петербургскому агентству недвижимости.

В комитете имущественных отношений (КИО) подтвердили «Октагон.Северо-Запад», что Дом Зингера является памятником истории и культуры федерального значения.

– Между КИО и ЗАО «Зингер» 22 июня 1999 года заключён договор аренды объекта нежилого фонда. Согласно условиям договора, ЗАО «Зингер» обязано заключить договор субаренды с ГУП «Санкт-Петербургский Дом книги» (в настоящее время – АО «Торговая фирма “Санкт-Петербургский Дом книги”») на часть помещений для осуществления книготорговой деятельности. Мероприятия по заключению договора субаренды не завершены в связи с судебными разбирательствами между ЗАО «Зингер» и субарендаторами в части расторжения договоров субаренды, а также уточнения конкретных частей помещений, необходимых для передачи АО «Санкт-Петербургский Дом книги», – пояснили в комитете.

В АО «Санкт-Петербургский Дом книги» считают, что суд не разобрался в аспектах дела. У него не было цели установить истину. Поэтому Дом Зингера фактически лишился книг. Но адвокат Михаил Трофимов, представлявший ответчика на заседании, намерен остаивать позицию организации в кассационном суде.

– Теперь новый арендатор имеет право выселить прежнего, но сумеет ли он в современных условиях реализовать свои планы по созданию нового книжного магазина, – большой вопрос. Бюджетные деньги коммерческое предприятие вряд ли получит, а у инвесторов свои проблемы: «Альфа-Банк» дважды под санкциями – и как кредитное учреждение, и в лице совладельцев Михаила Фридмана и Петра Авена, – рассказали «Октагон.Северо-Запад» в АО «Санкт-Петербургский Дом книги».

Открытие обновлённого книжного магазина на Невском проспекте, 28 анонсировал вице-губернатор Борис Пиотровский ещё до решения суда. Оно должно было состояться 14 мая. Но, как пояснил «Октагон.Северо-Запад» чиновник, из-за коронавируса и судов сроки могут сдвинуться. Бюджет ремонтных работ также будет известен только после утверждения концепции магазина.

Продавали вопреки

В «Альфа-Банке» тем временем заявили о готовности заключить новые договоры с действующими арендаторами Дома Зингера.

Главным долгосрочным арендатором, по мнению компании, должен стать тот самый книжный магазин (АО «Торговая фирма “Санкт-Петербургский Дом книги”»), который размещался в этом здании с 1938 по 1999 год.

В годы блокады выбитые окна заколотили досками, но продавать книги не перестали. После разрыва трубы зимой 1941–1942 годов книжную торговлю организовали на уличных лотках. В послевоенные годы Дом Зингера был любимым магазином горожан и гостей города.

В рабочую группу, которая решит, каким будет городской книжный магазин, вошли директор «Подписных изданий» Михаил Иванов, директор издательства «Поляндрия» Олег Филиппов, главный редактор издательства Ивана Лимбаха Ирина Кравцова, издатель комиксов Дмитрий Яковлев, представители петербургского отделения Российского книжного союза и Союза писателей. Наполнением полок с историческими книгами займётся директор магазина «Мост» Олег Черноусов. Один из участников рабочей группы рассказал «Октагону», что детально концепция будущего магазина ещё не обсуждалась. Коррективы в работу внёс коронавирус. Из-за болезни участников рабочей группы их встречи откладывались.

Планами поделились в городском комитете по печати и взаимодействию со СМИ. Там сообщили, что Дом книги останется ведущим книжным магазином города с вековой историей.

«Благодаря расположению и уникальной архитектуре магазин ежегодно посещают более двух миллионов человек, поэтому узкой специализации не планируется. Каждый посетитель сможет найти книгу по душе. Особое внимание будет уделено произведениям петербургских авторов и книгам петербургских издательств».

| Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга

Горожане надеются, что рабочей группе удастся вернуть Дому книги былую известность как лучшего книжного магазина Петербурга, что он перестанет быть туристическим объектом, а цены на книги станут более приемлемыми.

Сделать книжный магазин рентабельным

– Для меня Дом книги был символом книжного мира во времена существования рядом с ним кафе «Лягушатник». Но зелёные шторы уже не портят вид на Казанский собор, а сам магазин никакой культуры книжного мира за собой давно не несёт. Создав литературный клуб, я отправляла его участников за книгами куда угодно, только не в здание с башней. Собственно, Дом Зингера уже несколько лет – дом с офисом «ВКонтакте» под куполом, и на экскурсии туда ходят чаще, чем за книгами, так что вряд ли кому-то приходило в голову рекомендовать его для покупки книг. Но давайте оставим оценки, споры, страницы договоров и переносы судов. Лично я просто жду, когда имя Михаила Иванова будет неразрывно связано с Невским проспектом, 28, потому что у него уже один раз получилось, –рассказала журналистам нашего издания основательница клуба «Чеховъ» Анастасия Завьялова.

Член городского союза писателей, поэт Вадим Пугач считает, что петербуржцев не особо интересует, кому будут принадлежать права на торговую точку. По его мнению, издание и продажа бумажных книг – бесперспективное направление. Электронные книги завладели книжным рынком. Перед Смольным стоит сложная задача: сделать книжный магазин рентабельным.

– Не хотелось бы, чтобы городской магазин превратился в убыточное предприятие и повторил судьбу Ленкниги. Дом Зингера должен стать культурным центром, который будет интересен читателям, писателям, книгоиздателям. Хочется, чтобы чиновники ещё обратили внимание на магазины военной книги и букинистические лавки, – рассказал в беседе с журналистами Вадим Пугач.

На экскурсии в офис компании «ВКонтакте» ходят чаще, чем за книгами.На экскурсии в офис компании «ВКонтакте» ходят чаще, чем за книгами.Фото: Пётр Ковалёв/ТАСС

Заслуженный архитектор Святослав Гайкович пояснил «Октагон.Северо-Запад», что здание Дома Зингера очень качественно выполнено. И горожане могут не переживать за внешний вид исторического дома – испортить его довольно трудно.

– Это очень красивый дом с архитектурной точки зрения. Хотя изначально его считали уродливым зданием, которое испортило облик Невского проспекта. Сейчас архитектура идёт по пути создания стеклянных атриумов, а во внутреннем дворе знаменитого дома это было сделано архитектором Павлом Сюзором ещё в начале двадцатого века. Волноваться стоит лишь за сохранность культурного пространства, чтобы Дом Зингера стал главным книжным магазином Петербурга, – добавляет Святослав Гайкович.

Елена Дмитриева, заведующая народным музеем «Дети и дошкольные работники осаждённого Ленинграда», считает, что на книжных полках магазина обязательно должно найтись место для литературы об истории знаменитого Дома Зингера.

Сейчас из трёх этажей магазина работает только первый. Цокольный и второй закрыты для посетителей. Торговая точка распродаёт остатки товаров, заказы на книги не принимает. Пустые стеллажи уныло пылятся в дальнем зале помещения, где расположен уголок читателя. Создаётся впечатление, что консультанты магазина без должного энтузиазма обслуживают посетителей. О закрытии магазина сотрудники не говорят, отвечают, что он закрывается на ремонт. Дозвониться по телефонам, указанным на сайте магазина, журналистам издания не удалось.